Хозяйка любви, жертва рекламы

Книжный навигатор
Свет на дваiх. Анталогiя любоўнай лiрыкi. Кнiга 4. Укладальнiк Янка Сiпакоў. Мiнск, ЧИУП «Деловая печать», 2006.

Эта книга вышла в библиотечке журнала «Гаспадыня», цель которой, похоже, познакомить читателей с высокой поэзией. Завершится цикл томиком античных авторов, а пока что вашему вниманию — четвертая книга. Открывается сборник произведениями Евгении Янищиц, трагически погибшей в свой сороковой день рождения, и заканчивается творчеством сегодняшних двадцатилетних. Образы у каждого свои, чувство, их порождающее, — одно. «Ты паклiч мяне, пазавi./ Там заблудзiмся ў хмельных травах./ Пачынаецца ўсё з любвi,/ Нават самая простая ява», — утверждала Евгения Янищиц. «Час спынiўся. Глыбокi сон. Вымяраецца ўсё табою», — считает юная студентка Юля Новик. «Маладосць i каханне — неразлучныя. Бо якраз у маладосцi жывецца, як кахаецца, а кахаецца — як жывецца», — написал составитель о поэзии молодых, которые могут о высоком чувстве говорить не только романтически или философски, но и с улыбкой, как в стихотворении Оксаны Спрынчан: «Жанчыны, закаханыя па вушы,/ мужчыны, закаханыя па вочы./ Таму жанчыны i шукаюць душы,/ таму мужчыны i шукаюць ночы». В общем, если вам нужны красивые слова для романтического признания, книга эта для вас... Если вы просто любите поэзию, эта книга тоже для вас.

Фредерик Бегбедер. 99 франков. Роман. Издательство «Иностранка», Москва, 2005.

«Я рекламист: да–да, это именно я загаживаю окружающую среду. Я — тот самый тип, что продает вам разное дерьмо. Тот, что заставляет вас мечтать о вещах, которых у вас никогда не будет». Герой романа, «концептуалист–текстовик», чья работа — придумывать рекламные слоганы, сознает, что служит злу, что его личность разрушается, но добровольно уйти из высокооплачиваемой клетки не может. Он пишет книгу (а именно эту: «99 франков») в инфантильной надежде, что его за это уволят... На самом деле внутренний бунт системе привычен, «пар спустить» работникам дозволяется... Все несчастливы — кто виноват? Герои, накачавшись алкоголем, возжелали выразить свой протест миру наживы, подвернулась под руку старушка в богатом особняке... Ну и замучили старушку. Вот только не подумали о видеонаблюдении. Досадно... Вот и карьера пошла в гору благодаря удачной смерти начальства, и золото «Каннских львов» практически в кармане... А тут «они» с наручниками и глупой моралью, и решетка на единственном оконце камеры напоминает товарный штрих–код. Шесть частей романа написаны в соответствии с правилами грамматики: от первого лица, второго, третьего, первого множественного и т.д. Но заканчивается все, в том числе и жизнь, набором рекламных слоганов — ведь «Человек — такой же товар, как и все остальное, и у каждого из нас свой срок годности». Жестокая, умная, иногда по–подростковому эпатирующая книга, с элементами трэша, вызывающая у нашего читателя ассоциации с «Поколением «Пепси» Пелевина и явно обнаруживающая желание автора свести личные счеты. Поскольку Бегбедера, по легенде, накануне выхода романа таки уволили из рекламного агентства.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч», Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter