Хозяин местного значения

Я хочу привлечь внимание к теме, на самом деле очень серьезной и актуальной.
Я хочу привлечь внимание к теме, на самом деле очень серьезной и актуальной. А именно: к теме руководства

и руководителя. И не вообще, а конкретно на местах, там, где жизнь каждый день требует оперативных и компетентных решений. Безо всяких ссылок и разговоров про политику.

Говорят, для западного менеджера понятие "проблема" не существует. Ибо его работа и заключается в том, чтобы проблемы превращать в возможности.

В этом смысле у отечественных менеджеров, или, говоря по-нашему, руководителей, возможностей - хоть отбавляй...

Я убедилась в этом, побывав в Лельчицком районе, где, скажу вам без преувеличения, руководитель не имеет никаких шансов на выживание, если на самом деле свои проблемы не превратит в возможности. Причем эта аксиома современного менеджмента касается как государственных предприятий, так и частного бизнеса. В глубинке и первые, и вторые живут по принципу: выживает сильнейший. И, что показалось мне особенно любопытным, выживают они благодаря друг другу. Государственники учатся у частников разворотливости, а частники у государственников - социальному альтруизму.

И вот тому конкретные примеры. Имя Ивана Ивановича Патреева вам назовут одним из первых в Лельчицах, если речь заходит о людях, способных делать дело. Ему удалось сделать почти невозможное: придя 5 лет назад на должность начальника ПМС (предприятия мелиоративных систем), он практически воссоздал из руин умирающее производство. Сейчас это успешное по местным меркам предприятие, в котором трудятся около 200 работников. Что это значит для провинции, где каждое рабочее место наперечет, думаю, долго объяснять не надо.

Таких руководителей, которые дают заработать отцам семейства на кусок хлеба, здесь не просто уважают. Ими гордятся. Не зря местная районка отвела под рассказ об успехах Ивана Ивановича целую полосу... Но дело не только в деловых качествах руководителя предприятия мелиоративных систем Ивана Патреева. Дело в том, что состояние мелиорации на Полесье ставит под вопрос будущее всего природного ландшафта. И от того, насколько сработает сегодня Иван Патреев, зависит жизнь каждой березки, каждой речушки, каждой знакомой с детства рощицы... А значит, предприятие мелиоративных систем Ивана Патреева - это такой своеобразный "Гринпис" для отдельно взятого района. А то, что он делает, - это экономика и натурфилософия, разделить которые невозможно.

Поясню, что я имею в виду. При мелиорации болот Полесья, как сегодня выясняется, уже на стадии проектирования сооружений были допущены ошибки. Они были усугублены бездумным уничтожением рощ, которые росли на возвышенностях среди болот.

Все это привело к тому, что за 25 - 30 лет на отдельных участках торфяной пласт уменьшился так, что дренажная система оказалась на поверхности. А что будет еще через 30 лет? Как утверждают специалисты, на создание пласта в 15 см необходимо 300 лет... Неужели Полесье превратится в пустыню? Вот тут-то и выдвигается на первый план такой скромный, казалось бы, субъект хозяйствования, как предприятие мелиоративных систем. Именно оно должно поддерживать в оптимальном состоянии около 2 тысяч гидротехнических сооружений, свыше 2 тысяч километров открытой осушительной сети, а также создавать необходимые водный и воздушный режимы.

Должно... Но в 1995 году, в год назначения Ивана Патреева на должность руководителя ПМС, предприятие "лежало". От былой материально-технической базы, а это в первую очередь мощные машины и механизмы, остались, образно говоря, только гайки да болты. Из коллектива ушли лучшие специалисты. Полное банкротство было не за горами. А вместе с этим - и развал мелиоративной системы. А это, в свою очередь, судьба 30 тысяч гектаров осушенных земель. Иван Патреев буквально собрал в кулак то, что разваливалось на глазах. Это касается и людей, и техники.

Что до машин, то их собирали своими руками в прямом смысле слова - узлы и детали добывали, где только можно, реставрировали их, занимались даже литьем в примитивных условиях.

С людьми сложнее. На мой вопрос, как их удалось вернуть и заставить (в хорошем смысле слова) работать, Иван Патреев ответил мне кратко: "Уничтожил уравниловку".

Да, допускаю, что те работяги, благодаря золотым рукам которых ПМС буквально восстало из пепла, меньше всего думали о высоких материях, о проблемах экологии и сохранности окружающей среды. Скорее всего, они думали о куске хлеба насущного для своей семьи. И получили-таки возможность его зарабатывать.

В условиях резкого сокращения бюджетного финансирования Иван Патреев стал искать, как принято сейчас говорить, альтернативные источники. Вот один из последних примеров: приняли от экспериментальной базы "Уборть" озеро, очистили его, отремонтировали помповую станцию забора воды с Уборти, весной запустили мальков и уже этой осенью намерены получить до 15 тонн живой рыбы. Слышала я и о других планах: при мне начальник ПМС договаривался о планах приобретения у одного из колхозов гусиной фермы...

Хотелось бы восхититься подобной разворотливостью, но мне почему-то подумалось о другом, о грустном. А почему, собственно, Иван Патреев, оказывая услуги тем же колхозам по уходу за мелиоративными сетями, не получает от них законной, заработанной оплаты? Сегодня хозяйства района должны ПМС около 50 млн. рублей. Увы, колхозники не только не платят, но, как выясняется, еще и по-варварски относятся к мелиоративной сети...

А ведь именно от платежеспособности заказчиков, а в широком смысле - от цивилизованных расчетных отношений зависит благополучие всех взаимосвязанных звеньев сельскохозяйственного комплекса. Но вот как сделать, чтобы все эти звенья заработали слаженно и эффективно? Поделюсь своим чисто журналистским наблюдением. Мне кажется, местный руководитель должен почувствовать себя немножечко... боссом, а не только бездумным исполнителем чужой воли. Боссом, лично ответственным за все происходящее. Именно таким мне увиделся герой моего материала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter