Хозяин

День председателя Среди руководителей, с которыми приходится общаться журналисту, самые занятые, даже неуловимые - это, пожалуй, председатели райисполкомов.
День председателя

Среди руководителей, с которыми приходится общаться журналисту, самые занятые, даже неуловимые - это, пожалуй, председатели райисполкомов.

Если не предупредишь главу района о своем приезде, то, как правило, и не увидишь: или он в отъезде, или на совещании. Витольд Кудырко, председатель Ошмянского райисполкома, удивил меня трижды.

Поздним вечером в пустынном уже здании я спросил вахтера: "Когда лучше застать председателя?" - "В семь-полвосьмого утра, в любой день". Вторым сюрпризом от Витольда Брониславовича было приглашение провести с ним целый день. К чему, казалось бы, тратить столько времени, если на вопросы можно ответить за полчаса?

Третье пока приберегу...

"Шведский стол" для поросят

Водитель болен, поэтому за рулем "Нивы" сам председатель. Несколько лет назад район, которым он руководит, по всем показателям фактически был "дырой", запущенной и отсталой зоной. Десятки ферм лежали в руинах, колхозная техника по дешевке распродавалась, за что кое-кто из руководителей был судим. Поэтому принять район Витольд Кудырко решился не сразу.

Менее чем за 3 года только в колхозе "Приграничный" были восстановлены (фактически построены заново) 6 животноводческих помещений! Летом в районе работают до 200 приезжих, главным образом столинских мужиков: по 2 - 3 бригады в каждом из 11 колхозов. Вопреки устоявшемуся прозвищу "шабашники" - работают прекрасно, в основном на реконструкции ферм. "Шабашат" и сейчас: до Нового года должны быть введены в строй еще 6 ферм!

Благодаря этому район на 7 тысяч увеличил поголовье крупного рогатого скота и на столько же - свиней. Все отчетные показатели (по молоку, мясу, льну, экономии энергоносителей) перевыполнены. За прошлый год район на 1-м месте в области по выходу телят: 92 на 100 коров.

Мне, как любому горожанину, который видит мясо и молоко лишь на прилавке и столе, любопытно: откуда это все берется? Так вот: в Ошмянском районе поросята нынче нагуливают вес за "шведским столом".

Технологию переняли в Гродненском районе. Тамошние крестьяне подсмотрели ее у поляков, те - у немцев. Европейский метод с экзотическим названием оказался, в сущности, дедовским. Когда захочет, свинья покормится, попьет водички и ляжет, где ей удобно. Свободна! Раз в 10 дней подбрасывается на подстилку свежая солома. Животному сухо и тепло (в нижних слоях уже идет биохимический процесс). Через полгода свиней отправляют на комбинат, трактор выгребает прекрасную органику - и ферма готова к новому циклу.

Уточню, что метод пригоден для небольших ферм, которые имеются в неспециализированных хозяйствах. На крупных свинокомплексах технология иная. Но самое вкусное мясо, как позже пояснит мне директор Ошмянского мясокомбината, идет именно с таких ферм.

В коровьем стаде тоже новые веяния. В бытность Кудырко председателем колхоза одна корова убежала в лес при 20-градусном морозе. Вернулась... уже с теленком, здоровым и резвым. Это к тому, что животному тепличные условия не всегда на пользу.

Сегодня и наукой доказано: для высокопродуктивной дойной коровы достаточно минус 3 - 5 градусов. Главное, чтобы были корм, вода, сухая подстилка и чистый воздух. Для обогрева хватает тепла, которое идет снизу, от гниющего навоза.

Словом, на фермах выбросили желоба и кормушки, транспортеры навозоудаления... Бычки, коровы и телята теперь живут без привязи, питаются тоже "по-шведски", отдыхают на сухой подстилке. Никаких отходов сенажа - только подсыпай и удаляй трактором навоз. Чисто, сухо. А прежде председатель для посещения ферм имел сменную одежду. Иначе запах неизбежно приносил в рабочий кабинет, домой.

"Плакать не будем!"

Эту фразу В.Кудырко произнес, говоря о засушливом лете и недоборе зерна, клевера, кукурузы... Потом в течение дня не единожды ее повторял. Отсюда другой председательский приоритет - экономия. Накануне провел специальное совещание с главными инженерами и энергетиками хозяйств: кто, сколько и на чем сэкономил. Подход простой: это должно быть выгодно. Сэкономила доярка на лампочках - добавь ей тысяч 20 к зарплате!

Меня же председатель первым делом повез на хлебозавод, показать свою гордость - итальянскую котельную. Сюда по его инициативе подвели в прошлом году природный газ (как, кстати, и на мясокомбинат, и на молзавод). Демонтировали котельную, работавшую на жидком топливе. Чем заменить?

Директор Валентина Жданович говорит мне: "Еще два года назад хлебозавод был полумертвый. Райисполком дал нам шанс. А я обещала Витольду Брониславовичу доказать, что ошмянский хлеб покупать будут!"

Директор нашла где-то итальянский проект, сам котел - из нержавеющей стали! Как заметил Кудырко, перед ним причесываться можно. Стоимость всего комплекса - 230 млн. рублей. Львиную долю расходов покрыл льготный кредит, 20 млн. было своих, по столько же дали районные структуры и область. Сегодня котельная уже работает, оператор Валерий Богушевич - исключительно в тапочках.

Первые итоги реконструкции таковы: стоимость буханки понизили на 50 рублей. Прежде за месяц потребляли топлива на 4,5 миллиона, сейчас - на 1 млн. 300 тысяч рублей. Так что дело окупится быстро. Прежде в Ошмянах предпочитали привозной, сморгонский и лидский, хлеб. А теперь 18 коммерческих структур продают только местный - 330 тонн за 10 месяцев!

А вот динамика зарплаты на хлебозаводе: 2000 год - 39 тысяч рублей, 2001-й - 87 тысяч, сегодня - 157! Уже демонтировали и печь, подготовив место для новой, тоже газовой. Она потянет еще на 120 млн., но эффективность реконструкции уже доказана. Будут и новые сорта: подовые, формовые, кондитерские.

Едем на радиозавод. Директор Вацлав Барковский строил его 30 лет назад и возглавляет до сих пор. Когда-то этот филиал секретного "почтового ящика" выпускал спецтехнику даже для космоса, директор регулярно бывал на Байконуре и в Звездном городке. Сегодня завод по части электроники участвует в программе импортозамещения для МАЗа. А "космические" вентиляторы в качестве кухонных вошли в строительные стандарты - ими оснащаются новые квартиры.

Словом, здесь сильное КБ, поэтому к директору есть конкретное предложение относительно зерносушилок. В.Кудырко поясняет: "Польские и немецкие сушилки сейчас не по карману. Когда везем зерно повышенной влажности на комбикормовый завод, много теряем даже на перевозке. Почему бы не выпускать сушилки для всей области? Причем на дровах! Дело новое, неизвестное, но попробовать стоит. В лесах много усыхающих елей, пораженных какой-то болезнью, поэтому дешевого топлива хватает..."

На мясокомбинате утепляют стены "сэндвич-панелями" и меняют двери на дорогие, импортные. Зато нет щелей и не уходит из цехов тепло. Или возьмем уборку: комбайнер на импортной технике убирает за 7 - 8 "Нив". Поэтому район покупает машины "Мега", "Джон Дир". Дорогущие, конечно, но... в итоге будет дешевле.

Не скупятся и предприниматели. Игорь Роцевич, к примеру, содержит 30 работников и... несколько пятачков городской территории: вокруг торговых точек. Землю райисполком выделяет с обязательным условием: чтобы уложить плиткой подходы и озеленить окружающую территорию, чтобы павильон был красивым. Обустройство одного места стоит несколько тысяч долларов.

Роцевичу архитекторы "зарубили" уже два проекта одного из павильонов. Он закажет третий и будет уверен, что это окупится. За лучшие торговые места уже идет конкуренция: кто сегодня скупится, тот завтра проиграет.

...Все заботы председателя и весь наш маршрут описать, к сожалению, невозможно. Пора, однако, назвать третью причину моего удивления. Сначала, признаюсь, приглашение к совместной поездке виделось мне рекламной акцией. Если и так, то причин для законной гордости у Витольда Кудырко немало. Но это, к моему стыду, было не так.

"В ожидании кенгуру"

Мы посетили несколько хозяйств, с десяток ферм. И везде Витольду Брониславовичу был знаком не то что председатель или скотник, но, казалось, каждый блок в стене, каждая доска. То была не экскурсия - обычный рабочий день! Позже председатель пояснил: "Район - как дом: нужно знать в нем каждый закуток. Каждый день нужно что-то сделать и знать, что сделаешь завтра".

Не будем идеализировать картину и утверждать, что у жителей района нет претензий к власти и лично к ее главе. Одно можно утверждать наверняка. Если председатель райисполкома начинает работать в 7 утра и не идет домой, пока, как он сам выразился, "с поля не ушел последний комбайн"; если он хоть сейчас может заколоть и разделать кабана, то такого руководителя люди могут по-крестьянски уважать.

Тому есть не только личностные, но и объективные аргументы. Ошмяны заметно благоустраиваются, выполнена программа по жилью. В недавно сданном 60-квартирном доме мы застали Александра Либовича, водителя районного предприятия электросетей. За двухкомнатную квартиру, практически готовую к заселению, он заплатил около 3 тысяч долларов. За банковский кредит расплачиваться будет 20 лет - в месяц выходит по 130 тысяч рублей.

Но вот проблема, которая Витольду Кудырко явно не по зубам. В отличие от многих, район имеет даже приграничную (рядом Литва) "льготу": полторы тысячи рублей местного сбора с физического лица на границе. За год набегает немало. Но при всем при том местный бюджет на 52 процента дотируется из областного. Возможно ли, спрашиваю, сделать хозяйства прибыльными, хотя бы рентабельными? Увы, председатель отрицательно покачал головой.

Все просто. Когда-то за 12 бычков можно было купить комбайн "Дон". Сегодня за бычка не возьмешь даже тонну солярки, за "Джон Дир" надо уже около тысячи голов. Тот же перекос с ценами на удобрения, средства защиты, металл и стройматериалы.

Проблему уточнила директор мясокомбината Тамара Филиппович. Это логично потому, во-первых, что здесь, на комбинате, - итог председательских усилий по возрождению ферм, организации "шведских столов" и увеличению поголовья. Во-вторых, директор, имея два высших образования, на мясе и экономике, грубо говоря, собаку съела.

Так вот, мясокомбинат, говорят, по своей оснащенности входит в первую пятерку среди аналогичных предприятий страны: только в этом году потратил на перевооружение 260 млн. рублей. На недавней выставке в Минске 7 местных изделий получили грамоты. Но район потребляет лишь пятую часть продукции: куда девать остальную?

Столичные хладокомбинаты не берут. На российском рынке она, выигрывая качеством, "не проходит" по цене, неконкурентна. В себестоимости ошмянских деликатесов сырье (покупаемое в колхозах мясо) занимает 92 процента. На зарплату, электроэнергию, пар, переработку и другие "интенсивные факторы" (которые только и превращают сырье в деликатес) остается сущая мелочь.

То есть колхозам надо платить почти столько же, сколько стоит мясо в России. Где взяться прибыли? Цену снижать некуда: в России жестко конкурирует свое мясо, украинское и европейское, даже бразильское! А недавно появилось мясо кенгуру, которое на 30 процентов дешевле говядины и мало отличается от нее по вкусу. А этих животных в Австралии 55 млн. голов! Во многих странах производство мяса дотируется. Очевидно, пока не избежать этого и нам.

Иначе говоря, председатель Витольд Кудырко, успешно решая экономические задачи районного масштаба, неизбежно упирается в проблемы иного, макроэкономического, уровня. Но их пока оставим за скобками.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter