За разбой и убийства двое рецидивистов с Шумилинщины получили пожизненные тюремные сроки

Хозяев били палками

Коллаж Олега Попова

Ранним летним утром по деревне Малые Летцы Витебского района на служебном “уазике” ехали участковый и опер из местного РОВД. Завидев прохожих с удочками, поинтересовались:

— Кто такие, откуда?

Те представились:

— Александр Шлупаков, Андрей Белоусов. Возвращаемся с рыбалки.

— На каком озере были? — не унимались милиционеры.

— Вон на том, — не моргнув глазом ответили мужики, указав в разные стороны.

В любой другой день это, возможно, вызвало бы лишь улыбку. Но милиционеры только что получили ориентировку — накануне в соседних Подлазниках неизвестные напали на супружескую пару. Поэтому стражи порядка с пристрастием относились ко всем, кто встречался на пути. Для дальнейшего разбирательства Александру и Андрею предложили проехать в Подлазники. Однако когда они вышли из “уазика”, в салоне остались лежать золотое кольцо, крестик и сережки. Подозрительных рыбаков задержали.

Как выяснилось, золотые украшения, от которых “рыбаки” попытались избавиться в милицейском автомобиле, были похищены у пострадавших супругов. Более того, задержанных заподозрили еще в одном разбойном нападении — в деревне Берестни Бешенковичского района. Там было совершено похожее преступление, в результате которого погиб 53-летний сельчанин. Шлупаков сразу же словно воды в рот набрал: отказался от дачи показаний. А вот Белоусов рассказал все.

На момент задержания Андрею Белоусову было 39. Он жил в деревне Кривое Село Шумилинского района. В 2005-м за разбой его приговорили к 9,5 года лишения свободы. Так он оказался в исправительной колонии в Новосадах. Там и познакомился с земляком Александром Шлупаковым из горпоселка Шумилино. Тот был на 3 года старше, а срок, полученный за ложный донос и кражу в особо крупном размере, имел на 2 года меньше. Первым на свободу вышел Андрей. Вскоре освободился и Александр. Они встретились, выпили и сошлись во мнении, что нужно вместе искать средства к существованию.

Как разжиться деньгами, придумали быстро. Свою первую вылазку спланировали совершить в Бешенковичском районе. Накануне в лесу вырезали увесистые палки, похожие на бейсбольные биты. Из старой майки сделали маски. Запаслись камуфляжными костюмами, веревками, скотчем, фонариками. Выпили для храбрости. В деревне Берестни отыскали дом на отшибе, который выглядел посолиднее. Рядом стоял внедорожник, наличие которого восприняли как подтверждение, что у хозяев деньги водятся. Засели в кустах и стали караулить, когда в окнах погаснет свет. Выждав, пока в доме все уснут, через незапертую дверь пробрались в жилище. Предполагая, что хозяин будет сопротивляться, они его спящего начали дубасить палками по голове. Били так, что брызги крови летели во все стороны.

48-летняя хозяйка проснулась, увидела незнакомцев с фонариками и тут же получила удар по голове. Ее связали и стали выпытывать, где деньги и ценности. Перепуганная сельчанка рассказала, что в кошельке есть немного денег, показала, где лежат золотые кольца, цепочка и кулон. Налетчики потребовали отдать ключи от автомобиля. Но выяснилось, что машина, стоявшая рядом с домом, принадлежит соседу. Видя, что солидный куш им не светит, разбойники отыгрались на мелочах — забрали из шкафа вино, шампанское, не побрезговали “Докторской” колбасой и помидорами. Пригрозив убить хозяйку, если та позвонит в милицию, злоумышленники сбежали. По дороге избавились от мобильников, обнаруженных в доме, а также от окровавленной одежды. Хозяйка же сумела развязаться и в половине первого ночи побежала к соседке. Услыхав, что случилось, та позвонила в РОВД и в “скорую”. Жаль, но мужчину, которому налетчики проломили голову, спасти не удалось. На следующий день он умер в Бешенковичской больнице.

Через неделю убийцы снова вышли “на дело”. Жертв в деревне Подлазники Витебского района выбирали по уже отработанной схеме. Дождались, когда к приличному дому на окраине подъехал автомобиль. Когда хозяева улеглись спать, выставили стекло на веранде, проникли внутрь и снова начали работать дубинами. Оставив потерявшего сознание 45-летнего хозяина, стали угрожать его жене. Та отдала им мобильник, а также золотое кольцо, крестик и серьги. Преступники, которые, как известно, далеко уйти не смогли, именно эти украшения пытались выбросить в милицейском “уазике”. К слову, избитый сельчанин из Подлазников тоже умер. Из-за открытой черепно-мозговой травмы он скончался в Витебской областной клинической больнице через месяц после нападения.    

Во время следствия Шлупаков свою вину отрицал. Он соглашался с тем, что с Белоусовым знаком по колонии. Но утверждал, что находится с ним в неприязненных отношениях. Мол, в то утро, когда их задержали милиционеры, Андрея он встретил случайно. Тот якобы наговаривает на него, чтобы выгородить себя. Однако анализ телефонных соединений опроверг эту версию. За время, когда происходили трагические события, а также накануне, они активно общались по мобильникам. Кроме того, по словам следователя по особо важным делам управления Следственного комитета по Витебской области Павла Шишло, его коллеги и эксперты добыли достаточно улик, подтверждающих вину обоих:

— Их опознали продавцы из сельмага в Бешенковичском районе, где рецидивисты покупали водку и вино накануне нападения. На дороге Бешенковичи — Чашники нашли деревянные палки, являющиеся орудиями преступления. На них обнаружены волокна хлопковых перчаток, которые злоумышленники надевали, забираясь в дома. Более того, в Берестнях, в месте, где налетчики наблюдали за жертвами, найден окурок с генотипом Шлупакова. А на упаковке вина, изъятой при проверке места происшествия в Витебском районе, обнаружен след пальца руки Белоусова.

В итоге Витебский областной суд признал обоих виновными в двух разбойных нападениях и двух убийствах, совершенных с особой жестокостью. Вердикт — пожизненное лишение свободы. Павел Шишло утверждает, что это один из самых суровых приговоров, которые выносились за последние годы на Витебщине:

— Большинство убийств сейчас совершается, как правило, в порыве эмоций, под воздействием алкоголя. Здесь же мы имеем дело с хладнокровными бандитами, которые тщательно готовили нападения, разрабатывали план действий. Без стыда и сожаления из-за незначительной материальной выгоды они готовы были убивать людей.

И продолжили бы убивать, если бы их не остановили.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Толкачев, старший прокурор отдела прокуратуры Витебской области:

— Если говорить о самых жестких приговорах, вынесенных в области за последнее время, то необходимо вспомнить, что в августе 2015-го за убийство хозяина одной из витебских квартир, кражу, проникновение в жилище, хулиганство и насилие в отношении милиционера Александр Кухтенков получил пожизненный срок. Кроме того, в 2016-м трое преступников приговорены к 25 годам лишения свободы. Это Виктор Козлов, убивший человека в витебском гаражном кооперативе, Сергей Череп, застреливший егеря в Миорском районе, а также Николас Мазовецкий, признанный виновным в совершении разбойных нападений с огнестрельным оружием на магазины в Смолевичском и Оршанском районах и покушении на убийство сотрудников милиции, находившихся при исполнении служебных обязанностей.

svg-vt@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter