Беженцы в транспортно-логистическом центре настаивают на том, чтобы их пропустили в страны Европейского союза

Хождение по мукам

В эти выходные у беженцев, которых разместили в транспортно-логистическом центре «Брузги», мелькнул проблеск надежды. В их импровизированный городок на польской границе приехали высокие представители — еврочиновники из ООН. А на следующий день за ними подтянулись и представители Всемирной организации здравоохранения. Радостные беженцы подходили к журналистам c вопросами: «Есть ли хорошие новости?», «Нас теперь пустят в Евросоюз?». Этим здравомыслящим людям вроде было понятно, что, увидев воочию последствия преступлений польских силовиков, пообщавшись с потерпевшими, международные чиновники незамедлительно посодействуют решению их проблемы. Однако бравые спикеры убежали, поджав хвосты…


Так, вместо реальной помощи господин Клюге, директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, вчера во время посещения ТЛЦ вещал о ношении масок. Справедливости ради отметим, что ВОЗ выразила готовность помочь и передала беженцам 600 коробок с туалетной бумагой, пастой и антисептиками. «Лучше бы не позорились», — пронеслось в толпе. Наблюдая эту картину, невольно задавались вопросом: неужели кто-то думает, что мы не в состоянии обеспечить этих людей предметами первой необходимости? Пока они приезжают высказать свою озабоченность и пиариться за счет беженцев, наши волонтеры который день откликаются на их просьбы и жалобы. По словам генерального секретаря Белорусского Красного Креста Дмитрия Шевцова, за две недели беженцам на границе доставлено более 53 тонн продуктов:

— Ежедневно раздается не менее трех с половиной тонн продуктов. Необходимый запас продуктов на складах есть. Ежедневно приходят новые партии. С волонтерами Красного Креста постоянно держат связь партнеры со всей страны: предприятия, организации, готовые оказать помощь, доставить продукты. По утрам также в палатках, где выдается питание для детей, женщины могут получить подгузники, предметы гигиены. Кроме того, для детей организована выдача игрушек, разукрашек, фломастеров и карандашей, чтобы малыши смогли развлечься.


Именно этими карандашами беженцы и написали то самое письмо, которое безуспешно пыталась передать господину Клюге маленькая курдская девочка. Позже стараниями сенатора Виктора Лисковича обращение все же вручили высокопоставленному международному чиновнику. В письме люди рассказали о том, как они живут в иракском Курдистане, и о своей судьбе. Приводим дословно:

— У нас нет основных прав в нашей стране. У нас нет воды, электричества, госпиталей и школ. Если мы потребуем наших прав и выйдем на протесты, они убьют некоторых из нас, либо отправят в тюрьму, либо сделают так, чтобы некоторые из нас исчезли. У нас богатая страна, но 70 процентов населения бедные. Все богатство находится под контролем Патриотического союза Курдистана и Курдистанской демократической партии. Две семьи — Барзани и Талабани — ухудшили жизнь людей в регионе. Мы не хотим возвращаться к той жизни, у нас нет Родины. Пожалуйста, помогите нам, ведь мы помогли вам. Не разочаровывайте нас. Ситуация, в которой мы оказались, очень плохая. Наши жизни разрушены. Дайте нашим детям шанс на лучшее будущее!


При этом заместитель председателя Всемирного конгресса езидов Худо Бакоян сообщил, что эти люди лучше умрут, чем вернутся в «средневековье». На протяжении нескольких дней он на добровольных началах помогал следователям разбираться во всех тонкостях и нюансах этой ситуации. Находящиеся в транспортно-логистическом центре люди в основном говорят на двух языках — курманджи и сорани (соответственно языки Западного и Восточного Курдистана. — Прим. авт.). В выходные он переводил показания семьи, состоящей из мужа, жены и ребенка:

— Их ребенок тяжело болеет — у него проблемы с желудком. При этом все медицинские справки есть  на руках, и родители готовы их предоставить по требованию. По их словам, они многократно обращались с просьбой о лечении ребенка в разные больницы, но им не помогли. Поэтому они хотят попасть в Германию к родственникам и очень надеются, что там им помогут вылечить их восьмилетнего сына. Эти люди категорически не хотят возвращаться обратно, — утверждает зампред Всемирного конгресса езидов. — Во-первых, они понимают, что их возвращение на родину будет равносильно добровольному тюремному заключению и ущемлению их свобод со стороны властей. А во-вторых, они повторяют: мы продали дом и все, что имели. Куда они поедут? 



Семья в ходе допроса также рассказала, что в них «кидали цветные петарды», а когда начал поливать водомет, то дышать было невозможно. Люди задыхались, слезились глаза, пекло в горле — «было такое ощущение, что глотали перец». 

Впрочем, о том, что этим людям пришлось испытать, Ханс Клюге послушал и от самих беженцев. Но на вопросы журналистов об отравлении газом и использовании водометов польскими силовиками он ответил короткой фразой: «Не в моей компетенции». Ознакомиться с материалами Следственного комитета Беларуси он также не пожелал. При этом сейчас, напомним, потерпевшими признаны 132 беженца, из них более 20 детей. 

К слову, историй о том, как беженцы пострадали от польских силовиков, журналисты белорусских и не только изданий слышали немало. Расскажем одну из них. Будущий кардиолог Бро из Ирака открыто осуждает действия польских властей за атаку газом и водой. Парень в погоне за лучшей жизнью и в попытке попасть в ту самую Германию, куда стремится большинство, оказался на польской границе. Вот только дальше колючей проволоки пройти не удалось...

Люди устали ждать.

— Я как врач понимаю, что последствий не избежать. Это отразится на здоровье людей. Уже отражается. Мы не теряем надежды на то, что для нас откроется зеленый коридор. Мы знаем,  что это будет не завтра, но верим, что все разрешится. Домой мы не уедем! Любая страна хорошая, если можно жить под мирным небом.

ТЕМ ­ВРЕМЕНЕМ

Уровень жестокости зашкаливает

Госпогранкомитет Беларуси распространил сообщение, в котором, в частности, говорится:

Этот человек с переломанной ногой не мог передвигаться.

— Польша вновь «гуманно» встретила беззащитных беженцев. Вечером 21 ноября группу из 12 человек, среди которых было пятеро детей, польские правоохранители силой заставили перейти на территорию Беларуси. Среди вытесненных беженцев белорусские пограничники обнаружили двоих мужчин, которые из-за переломов были не в состоянии самостоятельно передвигаться. По словам 33-летнего выходца из Ирака, его нога была сломана несколько дней назад польским правоохранителем, а 50-летнему соотечественнику для перелома хватило нескольких ударов телескопической металлической дубинкой. Подобные спецсредства использует польский полицейский спецназ. Несмотря на тяжелые травмы, этих людей доставили к границе и, вытащив из машин, заставили двигаться в Беларусь. Как рассказали беженцы, в Польше их несколько раз жестко избивали из-за отказа следовать в Беларусь, а также применяли слезоточивый газ. Причем ярые польские «правозащитники» распыляли газ даже в направлении детей. Просьбы о медицинской помощи для женщин, больных диабетом, польские силовики традиционно игнорировали. Все несколько дней, проведенные в Польше, люди ничего не ели. Для оказания помощи белорусскими пограничниками незамедлительно была вызвана медицинская бригада. Беженцев разместили в теплом помещении, накормили и оказали всю возможную помощь пострадавшим. Двое мужчин с переломами ног доставлены в Каменецкую районную больницу для дальнейшего лечения. Как видно, теперь политика соседней страны в отношении людей, ищущих защиты, зиждется исключительно на устрашении насилием. Причем с каждым разом агрессия усиливается. Теперь уже недостаточно вытеснить группы с детьми за пределы страны. Сейчас уровень жестокости в подавлении и унижении беженцев в Польше достиг такой степени, что люди теряют не только силы, превозмогая холод, голод, но и буквально здоровье.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О расследовании уголовного дела по факту преступлений против безопасности человечества

Дмитрий Гора, председатель Следственного комитета Беларуси:
— Потерпевшими по уголовному делу признаны 132 человека, в том числе 23 ребенка в возрасте от года до 14 лет. 
По каждому случаю назначена судебно-медицинская экспертиза.

Дмитрий Гора подчеркнул, что эта работа продолжается, пострадавших будет больше. Например, в момент встречи председателя СК с журналистами судебные медики осматривали отца с ребенком, пострадавших от противоправных действий польских силовиков. Среди потерпевших также журналисты. Дмитрий Гора сказал, что по каждому факту противоправных действий польских силовиков будет дана правовая оценка.

У людей различные виды травм.
— Это химические ожоги, телесные повреждения, у одного из пострадавших есть подозрение на перелом ребер. Основные же травмы — повреждения органов дыхания в результате применения сильнодействующих ядовитых веществ.
По словам Дмитрия Горы, эти вещества применялись настолько интенсивно, что следователи, работавшие на месте происшествия через несколько часов, тоже пострадали.

Председатель Следственного комитета также сообщил:

— Сейчас нами проверяется версия о том, что действия польских властей были заранее спланированы. Потому что к моменту, когда 16 ноября беженцы прибыли в пункт пропуска, там уже были сосредоточены польские силовики. Это может свидетельствовать о том, что это была заранее спланированная провокация.

Для полноты расследования уголовного дела будет направлен запрос об оказании правовой помощи в том числе властям Польши.

(По сообщениям БЕЛТА.)

demeshko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter