Европа продолжает удивлять — на просьбы беженцев об открытии гуманитарного коридора до сих пор нет ответа

Хождение по мукам

В транспортно-логистическом центре «Брузги» у польской границы все еще остается около тысячи беженцев. Уже более месяца не угасает их надежда на светлое будущее в Германии или Великобритании. Но не всем удалось пройти испытание водой, газом, а теперь еще и белорусскими морозами. Разочарованные и обманутые европейцами, беженцы изъявляют желание вернуться на родину. С грустью собирают вещи, благодарят волонтеров и белорусские власти за тепло и помощь, а также желают тем, кто остается здесь, идти до конца. А они ведь пойдут.

Беженцы не теряют надежду на то, что откроется гуманитарный коридор и они все окажутся в Германии.

— Репатриация на родину происходит добровольно, без какого-либо давления, — подчеркивает член Совета Республики Национального собрания Игорь Гедич. — А тем, кто принял решение остаться на польской границе, оказывается поддержка. Совет Республики в том числе всячески старается улучшить условия людей. Один из первых грузов — 10 тонн — поступил именно от нас. Общий объем гуманитарной помощи уже составил около 150 тонн: примерно 70 тонн продовольствия, 20 тонн молочных продуктов, девять тысяч единиц одежды, в том числе теплой, матрасов. Санитарные процедуры, защита и охрана людей — на высшем уровне. То же можно сказать и о медпомощи. За психологическим состоянием людей следят волонтеры. Температура в центре приемлемая: несмотря на мороз, сохраняется 17 градусов тепла.

К слову, о том, что в нашей стране будет настолько холодно, беженцы даже и представить не могли. Например, двадцатилетняя Нур из Курдистана, для того чтобы согреться, перенесла свой матрас в самый дальний угол ТЛЦ. «Там теплее», — объясняет. В Беларусь девушка приехала со старшим братом — парню 21 год. По их словам, настрадались еще у себя на родине. Десять лет назад всю семью — отца, мать и еще одного брата — убили. После того как их дом разбомбили, выбора у Нур не осталось — пришлось эмигрировать из страны. 

— Мы боимся там оставаться, потому что жили в самом центре горячей точки. Надеемся попасть в Европу. На родине я окончила медицинский колледж, а потом недолго работала медсестрой в хирургическом отделении. Это дело моей жизни, очень хочу продолжить работу в больнице. У меня и английский хороший, поэтому уверена, что смогу трудоустроиться в Европе. 

Могилевский областной комитет БРСМ в рамках помощи беженцам проводит акцию «Согревая сердца».

Однако пока беженцы все еще остаются здесь, многие общественные организации и неравнодушные белорусы продолжают оказывать помощь несчастным людям. Председатель Гродненской областной организации ОО «Белорусский союз женщин» Ирина Степаненко рассказала, что за 21 день пребывания беженцев в ТЛЦ здесь поработали около 300 волонтеров:

— Это люди из всех районов Гродненской области и Минска. Сегодня волонтеры из Щучина раздают продукты, санитарно-гигиенические средства и помогают в бане. Следим и за психологическим состоянием людей. Гуманность белорусских женщин — это наше достояние. Каждая старается сделать больше, чем может, и особенно для детей. 

Кстати, их досуг попытались скрасить заботливые взрослые, которые в ТЛЦ, чтобы поддержать детей психологически, устроили клоунотерапию. К детям приехали клоуны и ростовая кукла. Стоит ли говорить, сколько положительных эмоций вызвали игры и танцы? К слову, мероприятие организовало Белорусское Общество Красного Креста. Его руководитель Дмитрий Шевцов нам рассказал, что в ТЛЦ сейчас проживают и очень маленькие дети: 

— Родители стараются не выводить их на мороз, выходят, забирают продукты, игрушки, памперсы, средства гигиены, все, что необходимо. Традиционное занятие для подростков в логистическом центре — игра в футбол. Играют преимущественно внутри здания на небольшой площадке у входа. Грузовые поддоны служат воротами, мячи передали детям волонтеры из БОКК. Несколько раз детям в логистический центр привозили игрушки и конструкторы — на всех их не хватает. 

Людей, обращающихся за медпомощью, становится меньше.

Кстати, людей, обращающихся за медпомощью, становится меньше. Это объясняется тем, что сейчас в ТЛЦ проживают в основном молодые люди, стариков намного меньше, поэтому жалобы на здоровье у них стандартные: насморк, горло, больные зубы, мозоли… Наши медики рассказали: 

— На данный момент к нам обратились 20 человек, из них семеро детей. У кого-то температура, у кого-то зубы режутся, у некоторых проблемы с желудком. Родители зачастую не могут подобрать своим детям правильное питание. Обращений, к слову, стало меньше. И это логично: меньше людей. Кроме того, беженцы стали охотнее соглашаться на госпитализацию. Им объяснили, что о состоянии своих родственников они смогут узнать от наших коллег. Поэтому коммуницировать стало проще. А еще у нас наблюдается беременная женщина — ей оказывают всю необходимую помощь. И пополнение принять готовы.

Здесь у каждого своя непростая история, но единая на всех мечта. Фарману 28 лет, он из Курдистана. Парень — дипломированный юрист, окончил у себя на родине юридический, но сейчас вынужден жить в ТЛЦ. Передо мной уставший человек в одежде с чужого плеча. На фото в «Инстаграм» он совершенно другой… 

Традиционное занятие для подростков в логистическом центре — игра в футбол.

— Я бежал с друзьями из своей страны, потому что ею управляет группа мафии. В моей стране нет свободы. У людей вообще нет никаких прав… Но как оказалось, в Европе тоже плюют на права человека. Все их слова о гуманности, все обещания — это ложь, — разочарован Фарман. — Я не теряю надежду на то, что откроется гуманитарный коридор и мы все окажемся в Германии. На крайний случай у меня есть турецкая виза… Сейчас очень благодарен белорусскому народу за внимание и поддержку. В этой стране живут поистине отзывчивые и добрые люди. Без их помощи мы бы пропали.

— О чем ты мечтаешь? 

— Очень хочется, чтобы ситуация с нашим пребыванием здесь разрешилась, чтобы европейские чиновники услышали нас, чтобы мы могли вдохнуть полной грудью и построить будущее в Германии.

Фарман любит путешествовать и уже посетил около 30 стран. Вот только это путешествие оказалось не таким, как остальные. Холода заставляют все больше находиться в ТЛЦ, но, несмотря на все сложности, вера в светлое будущее не угасает… 

В лучшее верят и дети, которые в очередной раз вышли на митинг. Germane hеlp us! — Freedom! — We don’t want to go back to Iran! — такие несвойственные для детей лозунги выкрикивали юные беженцы. Они отчаянно просили о помощи, но будут ли их голоса услышаны? Время покажет. 

demeshko@sb.by

kasper@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter