Хотите много детей? Ешьте больше зайчатины

Физическое состояние женщины или мужчины, при котором они не могут иметь детей, называют бесплодием или бездетностью. В народной культуре к бесплодию относились как к наказанию за нерегламентированное поведение, нарушение запретов (например, супружеские отношения в пост), а также как к результату “наведенной порчи”, родительскому проклятию или как знаку судьбы.

В народной традиции бесплодие практически повсеместно относили только к женщине, называя ее “пустой”, или “яловой”. Но нередко встречались и бесплодные мужчины (одна из самых распространенных причин — перенесенная в раннем возрасте болезнь (“свинка”, корь).
Невозможность родить ребенка, продолжить род  сказывалась на социальном статусе женщины и мужчины. Им запрещалось быть основными участниками календарных праздников и семейно-родовых обрядов: быть крестными, сватами, участвовать  в выпечке свадебного каравая  и т.п. Чаще всего их приглашали для подготовки похорон.
*Чтобы “исправить” такое положение, нередко прибегали к различным ритуальным действиям, народной медицине, белой и черной магии. Прежде всего это был контакт с беременной или только что родившей женщиной и ее ребенком. Но роженица должна была знать всю меру ответственности за “контакт” с бесплодной женщиной: она сама могла в дальнейшем не иметь детей, либо бесплодие могло перейти на ее ребенка.
* Бесплодная женщина просила разрешения посидеть или полежать на том месте, где только что прошли роды, первой взять в руки новорожденного, поносить нижнюю юбку или пояс роженицы. Ей советовали испить напиток, в который будет подмешана кровь роженицы.
* Забор, выступающий в роли магической границы между двумя мирами, также был задействован при “лечении” бесплодия: беременную женщину просили через забор передать изо рта в рот кусок хлеба бесплодной женщине.
* Если в новый дом заселялась семья, которая не имела детей, то первой после “ритуальных” животных просили зайти беременную женщину, чтобы в новом доме  рождались дети. 
* На Полесье  черепки от разбитого горшка, в котором была “бабина каша”, собирали женщины, которые хотели родить.
* Если в доме были бездетные люди, то “первую” колодезную воду, т.е. воду, взятую из только что вырытого колодца, прежде всех давали испить им.
* Чаще всего ритуальные действия, направленные на ликвидацию бесплодия, совершали в день Благовещения и на Юрья. Например, 6 мая на рассвете надо было рушником “собрать” юрьевскую росу и обтереть мужа и жену.
* Магические действия против бесплодия совершали при помощи плодовых деревьев или растений: женщине советовали съесть три почки плодового дерева, зацветшего впервые, или “первый” плод на этом дереве; съесть грушу, которая дольше всех висела на дереве.
* В обрядовых песнях молодицам советовали поесть гороховой каши, чтобы забеременеть. Существующий  у славян сказочный сюжет о рождении богатыря по имени Покатигорошек — яркое тому подтверждение.
* Чтобы родить долгожданного ребенка, женщине следовало носить при себе девять зерен ржи, собранных с  девяти дворов.
* Наличие у дуба желудей  приближало его к плодовым деревьям. Бесплодные женщины “хадзілі да дуба і просылі у лісного духа дітэй”. В надежде забеременеть бесплодная  женщина должна была пролезть через расщелину в дубе.
* Восточные славяне приписывали вербе благодать плодовитости. В древние времена женщины приходили к вербе и молили ее о даровании  им долгожданных детей, надеясь, что верба передаст свое плодородие человеку. У литовцев существовало предание, что в вербу была превращена женщина Блинда, которая  имела дар плодовитости и рождала детей с необычайной легкостью. Однажды земля, самая плодовитая из всех  матерей, позавидовала ей и превратила Блинду в болотный кустарник. Народные целители советовали бесплодным женщинам съесть почки вербы, освященной в Вербное воскресенье, на Пасху плести пояс из веток вербы и носить на протяжении сорока дней.
* Калина, ее ягоды, листья, кора были незаменимым средством  при сексуальных расстройствах и женских заболеваниях. В день святой  Акулины (7 апреля) бесплодным женщинам надо было  пить отвар из ягод калины, которые следовало  взять из венка невесты и молиться святой о ниспослании ребенка.
* Зайцы из-за своей необычайной способности к воспроизводству всегда были символом плодовитости. По этой причине бесплодным женщинам советовали есть как можно больше зайчатины, особенно мяса самцов.
* Многие приемы предотвращения бесплодия входили в состав ритуальных действий на свадьбе.
* Символом плодородия у восточных славян прежде всего были зернобобовые культуры. Во время свадьбы жениха и невесту осыпали житом. Количество зерен, которые “застряли” в одежде, предсказывало количество детей или их отсутствие.
* Невесту перед тем как она поедет в храм под венец, усаживали на хлебную дежу. Ей запрещалось ставить ногу на колесо, садясь на телегу, “інакш, колькі спіц у коле, столькі гадоў не будзе дзяцей”.
* На Беларуси повсеместно существовал обычай: чтобы у невесты рождались сыновья, она во время венчания должна была держать за пазухой орех.
* Во время свадьбы невесте на колени сажали маленькую девочку, а жениху — мальчика.
* Чтобы “не перехватили” рождение первого ребенка, на свадьбе особое внимание уделяли караваю, его прятали подальше от чужих глаз и недобросовестных рук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter