Хотели как... всегда

Почему задерживается строительство столичной велоМКАД?

Посыпать голову пеплом и проводить разборы полетов, наверное, проще, чем профессионально и четко выполнять свои служебные обязанности

На столичной улице Якубова творятся странные дела. В сентябре прошлого года около универсама «Свислочь» исчезли асфальт и бордюрный камень. Инвалиду не пройти, маме с коляской не проехать.

Прошли осень, зима и весна, пришло лето — картина не изменилась. За продуктами – как на передовую: по ухабам и ямам, сквозь линию инженерных заграждений. Впрочем, жителям квартала «повезло» не только с магазином. В уличном тупике, где Якубова упирается в обрыв над Свислочью, в ноябре 2008-го началась еще одна стройка. 13-й участок знаменитой городской велоМКАД. Закончить все работы должны были еще в марте этого года. Однако в начале июня финишной прямой здесь и не пахло. «Все перерыто. Работают медленно. Во дворе ногу негде поставить: грязь и лужи. Не везет со строителями, что ты будешь делать», — выговорился человек, оставил адрес и повесил трубку. А мы решили разобраться, что же на самом деле происходит в Серебрянке.

Где зарыт песок?

От подъезда 15-этажных домов № 80, № 82 до воды – метров 20, а то и меньше. Берег обрывается на высокой ноте и под наклоном уходит вниз, прямо к реке. Стоять на краю жутковато: настоящий обрыв. По изгибу береговой линии и проходит тот самый 13-й участок «Велодорожки водно-зеленого диаметра города». Все 137 метров.

Здешняя велотрасса – это извилистая пятиметровая траншея. Где-то она уже засыпана песком и утрамбована. А где и просто голый котлован. По периметру – частокол арматуры. Откос укреплен подпорными стенками. Домик строителей, поддоны с плиткой и паспорт объекта, на котором черным по белому написано: «Окончание строительства — март 2009». Видно невооруженным глазом: велосипедисты по Якубова проедут еще не скоро. Почему?

— Мы выиграли тендер и приступили к работам в начале ноября прошлого года. Но уже с первых недель стало понятно, что март – срок нереальный. Проектировщики не могли предусмотреть всех нюансов и сложностей, которые возникли во время строительства, — объясняет нам задержку Андрей Иголкин, и.о. главного инженера ООО «Илфэкс» (фирма-подрядчик). – Во-первых, откос полностью пришлось укреплять буронабивными сваями: ни много ни мало 112 штук высотой от 3 до 6 метров. Но дело даже не в них. Субподрядчик — ООО «Геотехпрогресс» вместо середины декабря завершило работы только в конце января: ломались буры… Во-вторых, в проекте производства работ четко прописано: все песчаные материалы на объект поставляет заказчик, то есть УКС Ленинского района. А получилось, что из 12 000 кубов песка, необходимых для уплотнения и формирования земполотна, на данный момент мы получили только 6500. Приходится искать по городу самим в час по чайной ложке, отсюда и простои по два-три дня на неделе. А их знаете сколько было?!

О том, что сроки трещат по швам, в администрации Ленинского района наслышаны. Недавно у ее главы прошло оперативное совещание, на котором утвердили новую дату приемки 13-го участка – 1 июля. Подрядчик обещает успеть. Но при одном условии: если привезут песок. Что будет с соседним 12-м участком велодорожки (1460 метров), который также строит ООО «Илфэкс», тоже не все ясно. Пытаясь оценить сроки сдачи при лучшем раскладе, и.о. главного инженера назвал середину августа. Хотя в документах значится июль…

Разбор полетов — впереди

— По территории нашего района проходит 7 из 18 участков будущей велодорожки. Общая протяженность – 12 километров: от улицы Красноармейской до Чижовского водохранилища. Отрезок очень проблемный, — говорит Леонид Казаковский, директор УКСа Ленинского района столицы. – Велотрасса запроектирована вдоль зеленой зоны Свислочи. Если посмотреть по карте, видно: в основном это заболоченные участки в пойме реки с весьма непростой геодезией. Конкретно по 13-му участку работы приостанавливались несколько раз. Кто мог предугадать, что в земле зарыты тросы и металлическая сетка? Пришлось доставать. Потом: дом стоит очень близко к воде. Песка, действительно, не хватает. Причем не только на участке № 13. Дело в том, что на велодорожку должен засыпаться песчаный грунт, а на столичных стройплощадках из котлованов достают, как правило, глинистый. А он не подходит. Скребли в прямом смысле слова по всем городским сусекам: везти песок из пригородных карьеров проблематично – это автоматически влечет удорожание сметы строительства.

Мне сказали, что после завершения работ на конкретных участках велодорожки Ленинский УКС намерен провести полный разбор полетов. Все объективные причины примут во внимание. Субъективные – тоже. И если что, подрядчика оштрафуют. А пока с первого дня просрочки (и во все последующие) индексацию расценок на проблемных объектах УКС не производит. Отстающих наказывают рублем.

Это хорошо. Но возникает встречный вопрос: кто проведет разбор полетов с Ленинским УКСом? Ведь, что бы ни говорил о трудностях Л. Казаковский, заказчиком является его служба, и всю полноту ответственности за провалы на стройке нести ему…

МКАД для двух колес

Тринадцатый участок не единственная головная боль специалистов «Минскпроекта». Хотя оговоримся: на протяжении всех 27 км будущего велокольца только здесь жилые дома подходят к воде так близко…

— В Европе велотрассы проходят по уже обустроенным территориям, и проблем с их строительством нет. Минская велодорожка идет только по зеленой зоне Свислочи. Кусты, лоза, размытые берега – кое-где до сих пор не ступала нога строителя и гусеница экскаватора, — говорит Виталий Руцкий, главный архитектор проектов «Минскпроекта» (участки с 1-го по 11-й и 16-й). – Все ведь считают: велодорожка – это просто. Приехал грузовик с асфальтом, рабочие с лопатами, каток — и готово. А набережные, мосты, откосы, подсыпка грунта, канализация, освещение, ограждение – целый комплекс инженерных работ и сооружений? Проблем хватает в каждом из трех районов, которые вскоре окольцует городской веломаршрут. Но время поджимает: открытие велоМКАД намечено на 13 сентября.

Плакали наши денежки

…А что же творится со «Свислочью»? И велодорожка возле входа в универсам вроде не проходит, и песком подсыпать ничего не нужно. Бери себе и укладывай плитку, благоустраивай. Ан нет: с сентября – развал, конца-краю которому не видно. Звоню директору. Выясняется: магазину 26 лет, и возраст взял свое с лихвой. Фасад, крыльцо, окна, двери – все требует замены. Разработали проект капремонта фасадов с модернизацией. Тендер. Подрядчик. И авансовый платеж в размере 176 млн. рублей. Деньги-то строители взяли, старый асфальт подняли, а вот работу не сделали.

— Собственной службы безопасности у нас нет – вот и прохлопали. Связались с непорядочными людьми: подрядчик не отработал более 80 млн. рублей. И делать ничего не намерен. Обратились в хозяйственный суд и расторгли отношения, — горько вздыхает Елена Лютыч, директор универсама «Свислочь». – Новая фирма, с которой мы заключили договор, обещает сделать все к июлю. Но я уже боюсь загадывать наперед. И так покупателям в глаза смотреть стыдно…

Прямая речь

Дмитрий ТАБАКИН, начальник отдела строительства Ленинского райисполкома г. Минска:

— Ситуация непростая. Обещаю, что на ближайшей планерке в исполкоме вопрос по «Свислочи» будет еще раз всесторонне обсуждаться. Возьму его под личный контроль. 

На снимках: универсам «Свислочь»: инвалиду не пройти, маме с коляской не проехать; велосипедисты по Якубова проедут еще не скоро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter