Хоть в омут головой, но не домой

Специалисты утверждают: пришла пора мужчин спасать… от женщин.

Специалисты утверждают: пришла пора мужчин спасать… от женщин

— Этот наглец опять любовницу завел! — рыдает в трубку знакомая. — Да ты бы посмотрела, на кого меня променял: ни рожи ни кожи! Такое впечатление, что она понятия не имеет ни о маникюре, ни о фитнесе. Работает где-то в его конторе обычным специалистом. Ну, скажи, он что, совсем с ума сошел?! Я же его кормлю-одеваю, если бы не мой бизнес, нищим бы до сих пор был! Так нет же, ничего не ценит, ничем не дорожит, опять из дворца в берлогу ползет…

Я знаю, что этот монолог может продолжаться до бесконечности. Тем более что повторяется он регулярно раза 3—4 в год. Не знаю, настолько ли уж любвеобилен 50-летний электрик Славка, но, честно говоря, я ему втайне сочувствую. Наблюдая со стороны отношения этой пары, зачастую удивляюсь: как можно настолько прочно внедрить в практику семейной жизни «перевернутые» правила? После того как у Татьяны со Славой выросли дети, все стало с ног на голову. Я не психолог, но, судя по всему, враз «осиротевшая» мамочка и домоправительница после отъезда детей решила компенсировать недостаток материнских хлопот за счет супруга. Теперь, даже разговаривая по телефону с подругами, она без устали следит за «погодой» в доме и тут же вносит коррективы: «Ты куда опять носки положил?», «Быстро за молоком сбегай!», «Форточку закрой, я тебе сказала!», «Зачем тарелку в зал попер?!» Татьяна уже не замечает, что ее не совсем сдержанные и практически непрекращающиеся замечания в адрес мужа раздражают даже посторонних.

Славка предпочитает молчать, но при первой возможности все чаще старается сбежать из дома. Мне кажется, что ему уже совершенно все равно куда — к друзьям, на работу, к любовнице. Лишь подальше от родного «очага»…

— Действительно, в нашем обществе принято считать домашний деспотизм чисто «мужским явлением», — поддерживает мое мнение заведующий медико-психологическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Николай Якушкин. — Согласитесь, слова «домашнее насилие» при обсуждении поведения женщин как-то не принято произносить. Считается, что это оскорбляет и унижает сильный пол. Но, поверьте, за последние годы в семейно-бытовых отношениях людей многое поменялось, и сегодня в нашем обществе зачастую именно мужчины нуждаются в более серьезной защите, чем представительницы прекрасной половины человечества.

Николай Владимирович, как специалист, уверен: долгое время продолжающееся психологическое насилие может иметь намного более серьезные последствия, чем физическое. Да, женщины в большинстве своем устойчивы к стрессам и испытаниям. Поплакав на плече подруги, пожаловавшись детям, соседям, коллегам, сходив на консультацию к психологу, обиженная мужем жена «выпускает пар» и вновь становится заботливой хранительницей семейного очага. А какой мужчина в состоянии признаться, что его обижает собственная супруга? В душе мужчины, которого постоянно упрекают в профессиональной, отцовской и хозяйской несостоятельности, постепенно закладывается комплекс неполноценности.

Сделал не то, не так, мало денег принес, ни на что не способен… Как итог — пошатнувшееся здоровье, чувство постоянного недовольства собой, нежелание возвращаться домой, боязнь «проколоться» в очередной раз, проблемы на работе. Кто-то пытается «обезболить» душевные раны спиртным, кто-то, набравшись смелости, час от часу пробует «буянить», а кто-то просто ищет на стороне «понимающего» человека, с которым можно чувствовать себя настоящим, сильным мужчиной. Ни первый вариант, ни второй, ни третий счастья, конечно же, в семью не приносит. Ситуация усугубляется, супружеские отношения терпят крах. Кто виноват?

— Конечно же, чтобы помочь людям, прежде всего нужно разобраться в причинах семейного разрыва или возникших противоречий, — утверждает Николай Владимирович. — Но специалист может сделать это лишь тогда, когда супруги готовы изменить свои взаимоотношения, пойти на определенные уступки, научиться понимать друг друга. К сожалению, как показывает практика, обратиться за помощью к психологу соглашаются далеко не все. Многие предпочитают «консультироваться» у сторонников — подруг, родственников, знакомых и потом с завидным упорством продолжают «военные баталии».

Вот и моя знакомая Татьяна, не встретив желаемой поддержки у подруги, схватила Славку «в охапку» и помчалась в деревню к маме — пусть, мол, теща научит зятя жить… Не уверена, что «вечно виноватый» супруг еще долго сможет противостоять «двойному удару». Какой вариант избавления от морального насилия выберет измученный «материнской заботой» мужчина? Хочется надеяться, что это стрессовое супружество не отобьет у него желания жить и быть счастливым…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter