Хоть строй, хоть падай

Отсутствие каски обойдется рабочему на стройке в 5 базовых?

Стройплощадка не прощает мелочей. Не надел каску, не пристегнулся страховочным поясом, не выставил ограждение на высоте — соболезнуем родственникам. Привычка работать «как мне удобно» и «авось пронесет» всегда заканчивается одинаково: «скорая», черный пакет, опущенные в землю глаза коллег… Траурный мартиролог пополняется каждый месяц, по случаям в сводках можно снимать душераздирающие триллеры, а дисциплины в отдельных организациях столицы и страны не прибавляется ни на йоту. Законопроект, который сейчас рассматривают депутаты белорусского парламента, позволит упредить несчастье на производстве. Упредить в первую очередь рублем…

«Работы немедленно прекратить!»

Улица Гвардейская. Строительство 18-этажного жилого дома, самое начало рабочего дня. У въезда на объект — мобильная группа Мингорисполкома. Специалистов шестеро, задача — одна: провести мониторинг и дать оценку безопасности строительных работ. Нас приветствует инженер по охране труда генподрядчика — ЗАО «Трестпромстрой». Можно начинать.

Нас догоняет прораб: каска надета, а вот спецодежды нет. Отчего ж так, интересуемся. Тот лишь смущенно пожимает плечами, и жест сей означает: «Ребята, ну что вы, ей-богу, цепляетесь к мелочам?». На участке сварочных работ вопросы членов мобильной группы сыплются один за одним. Мелочами здесь не пахнет — только грубые нарушения. Баллоны валяются на земле. Манометр редуктора подачи кислорода разбит, а значит, определить давление при сварке просто невозможно (представьте поездку на машине с неисправным спидометром). Тут же — самодельный ударный инструмент: молоток и ключ. В довершение всего — электрощиток, на котором нет рукоятки рубильника.

— А что это у вас происходит на 13-м и 17-м этажах? — показывает на верхотуру дома Надежда Козловская, первый заместитель начальника Минского городского управления Департамента госинспекции труда.

Оказывается, две выносные площадки для приема груза работают без журнала ежедневного допуска к работе. При этом на верхнюю площадку рабочие один за другим выносят и складируют элементы опалубки. Прямо при нас. Без страховки и средств защиты.

— Работы немедленно прекратить! Выход людей на площадки ограничить! — категорична Надежда Козловская. И прораб тут же хватается за мобильник.

Мы у входа в дом. Деревянный козырек явно не укладывается в двухметровый норматив по ширине: это видно невооруженным глазом. Инженер по охране труда помечает в своем блокноте еще одно замечание.

Мобильная группа поднимается по лестнице на второй этаж. Выход на козырек ничем не огражден. Задумался работник, замечтался — и падение с трехметровой высоты вниз головой ему гарантировано. Поэтому, не медля, выставить ограждение! Из других существенных нарушений — проводка-времянка, висящая на стенах ниже положенного уровня. И неогороженные шахты лифтов на этажах, где ведутся штукатурные работы. Смотришь вниз — бездна.

Трудности перевода

Тем временем возле бытового городка выстроилась живая очередь. Фельдшер Вера Сельванович по списку вызывает строителей и предлагает им дунуть в трубочку. Через секунду прибор беспристрастно покажет, что пил рабочий с утра: минералку с чаем или что покрепче.

— Алкотест прошли уже более 20 человек. Пока по нулям. Есть, правда, один результат — 0.3, но строитель уверяет, что пил только березовый сок из банки. Через полчаса сделаем повторный замер, — не отрываясь от работы, поясняет фельдшер. В очереди еще 30 человек.

Вот, в принципе, и все. Прибывший на место главный инженер ЗАО «Трестпром­строй» Владимир Николайчик обещает к следующему визиту мобильной группы освободить стройплощадку от личных автомобилей сотрудников и заставить рабочих прибраться в бытовках и возле них. Рассказывает нам, что в строительстве с 1970-х, что на стройке за всем не уследишь... Увидимся через неделю.

— Поверьте, это еще далеко не худший объект. Здесь видна работа ответственных лиц. Поэтому, уверена, к нашему следующему визиту все недочеты и замечания, озвученные сегодня, устранят. В том ведь и состоит главная задача мобильной группы — не наказать, а указать на недочеты и предупредить ЧП на производстве, — говорит Надежда Козловская. — Только за 5 месяцев этого года десять работающих в столице групп посетили 183 организации и предложили к устранению более 2000 нарушений. Тем не менее обстановка в Минске продолжает оставаться напряженной. В чем напряженность? В том, что гибнут люди — пусть даже и меньше, чем в прошлом году (12 против 17). Главная причина — в плохой организации производства работ, выполнении сложных операций на авось, по принципу: как проще. Еще одна тревожная тенденция по­следних месяцев — все травмы и гибель происходят, как правило, в отсутствие непосредственного руководителя либо с нарушением правил охраны труда самим работником.

Свежий пример. На улице Орловской при демонтаже 2,5-метровой стены погиб 47-летний каменщик СУ-21 ОАО «Минскпромстрой». Молодой здоровый мужчина под два метра ростом. А было так: с одной стороны комнаты четверо рабочих-вьетнамцев раскачивают заранее высверленную кирпичную стенку. С другой — находится человек. Секунда — и он лежит под многотонным завалом. Мертвый. Мастера и прораба на объекте нет. Вьетнамцы по-русски «ни здасьте, ни до свиданья». Только через переводчика позже удалось узнать, что вроде бы этот каменщик выполнял функции бригадира и лично отдавал команду валить стенку. Так это или нет, установит спецрасследование. Но уже очевидны грубейшие нарушения технологии демонтажа.

— Я лично выезжаю разбираться на каждый подобный инцидент. Что же выяснилось на месте? Мастер на сессии, прораб неизвестно где, начальник СУ-21 вообще не появился до моего отъезда — в восьмом часу вечера. Вьетнамцы стоят, опустив головы, и делают вид, что прилетели с Луны. Интересно, знают ли они хоть на своем языке, что значит безопасность труда и технология выполнения работ, — негодует Сергей Ткачев, начальник Минского городского управления Департамента гос­инспекции труда. — С такими руководителями разговор у нас короткий — выводы будут сделаны самые жесткие. Всех вызову в инспекцию и c каждого спрошу лично: «Что ты сделал, чтобы сберечь этому человеку жизнь?!» Я мог бы сказать, что за 5 последних лет число летальных случаев на производстве сократилось в столице вдвое (с 63 до 33). И что все идет отлично. Но дело не только в цифрах: каждый месяц в городе регистрируется до 500 новых организаций, проверить которые мы имеем право только через 2 года. Каждое утро в столице начинают рабочую смену более 1300 стройплощадок… Скажите, как уберечь такое количество людей от безответственности должностных лиц и собственной халатности?

Не надел каску — 5 базовых!

В этом году только у мэра Минска Николая Ладутько прошло 4 совещания по данной теме. Активно включилась в решение проблемы прокуратура. Больше года показывают свою высокую эффективность мобильные группы. Полным ходом и в строгом соответствии с графиком идут плановые проверки с участием инспекторов по охране труда… Разумеется, есть привлеченные к ответственности и наниматели, и должностные лица. Их немало. Но в списке наказанных почему-то не видно ни одного работника — того самого дяди Вани, который, игнорируя все существующие правила, опохмеляется с утра, в упор не видит средств защиты, берется не за свою работу. Нет, он не боится, ведь у него есть начальник, который ответит за все.

— Сейчас в разработке находятся два очень важных для нас документа. Первый — проект указа Президента, который позволит заметно расширить полномочия государственных органов надзора. И второй — законопроект, предусматривающий административную ответственность самого работника за нарушение законодательства по охране труда. Если его одобрят депутаты Палаты представителей, нарушителям придется выложить из собственного кармана до 5 базовых величин, то есть 175 000 рублей, — рассказывает Сергей Ткачев. — Уверен, у очень многих «самовольщиков» это быстро отобьет желание браться не за свое дело, выпивать на рабочем месте и успокаивать себя вечной фразой: «Это может случиться со всеми, но только не со мной».

------------------------------------

Прямая речь

Анатолий САДОВНИЧИЙ, директор Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты:

— В последние 10 лет в Беларуси наблюдается стабильная тенденция снижения числа погибших и травмированных на производстве. В прошлом году в мае — 86 смертей, в этом — 68… Бесспорно, значительную роль в профилактике играют мобильные группы, задействованные в строительстве и сельском хозяйстве по всей стране. Серьезный вклад в общее дело вносят плановые и внеплановые проверки. Назначить последнюю, кстати, сегодня не составляет никакой проблемы.

При всем при этом руководители предприятий почему-то забывают, что всегда могут обратиться к нам за аудитом безопасности. Это абсолютно бесплатная проверка нашим инспектором безопасности конкретного производства. Ни штрафов, ни дисциплинарной ответственности за этим визитом не последует — просто будут даны рекомендации и предложения по устранению недочетов. К слову, на Гродненщине и Могилевщине все плюсы такого взаимодействия уже давно оценили…

------------------------------------

На снимке: «Дуньте в трубочку!»

Фото: Василий МАТВЕЕВ 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter