Хоровод вокруг елки

У прилавков с елочными украшениями не протолкнуться.
У прилавков с елочными украшениями не протолкнуться. Кто-то, осторожно придерживая коробки с хрупким товаром, уже пробирается к выходу. А некоторые просто стоят и глазеют, как на выставке. В парчовых костюмах с блестками Дед Мороз и Снегурочка. Поставьте эту неразлучную парочку под елку - и малыш впрямь поверит, что это именно они принесут ему новогодний подарок. А от стеклянных игрушек просто глаз не оторвать - переливаются всеми цветами радуги и затейливыми узорами. Расписные стеклянные шары, фигурки сказочных персонажей, свечи и хлопушки. Елка будет - загляденье!

Правда, у многих эти восторги быстро улетучиваются, как только взглянут на цены. Коробка с четырьмя небольшими шариками стоит 3 с половиной тысячи рублей. С шарами покрупнее - 5 тысяч и больше. Гирлянды - от 2 с половиной тысяч до 8. Чтобы поставить под елку роскошного Деда Мороза китайского производства, придется выложить почти 60 тысяч. А почем там елочки? Самую маленькую и неказистую меньше чем за 9 тысяч не найти. Имитация канадской сосны высотой два с половиной метра предлагается едва ли не по цене холодильника - 222 тысячи. А есть еще и сосна-люкс, видимо, для самых "крутых" - 301 тысяча рублей (это почти 200 долларов). В столичном ЦУМе я насчитала в продаже 34 вида искусственных елок. И почти на каждой этикетке в графе страны-производителя указано: "Россия". А где же наши, белорусские?

- Они тоже есть в продаже. Мы закупаем их у ЗАО "Аклия", - говорит заместитель директора ЦУМа Юрий Котов. - Но наши елочки незатейливые в исполнении и все никак не могут "подрасти" - они не выше 80 сантиметров. Цены - до 11 тысяч рублей. А вот россияне предлагают елки любых размеров, с шишками и разным видом хвои. Есть даже имитация голубой ели и пихты.

Вообще, уже к 1 ноября ЦУМ закупил для предновогодней торговли товаров на 350 миллионов рублей. И только на 12 миллионов - у "Аклии", единственного в республике производителя стеклянной елочной игрушки. Все остальное российского или польского производства. Правда, мне не удалось найти в продаже ни одного набора шаров с маркой "Аклии" - раскупили. Они дешевле привозных и рассчитаны на потребителя со средним достатком - им ведь тоже с чем-то надо встречать Новый год... Хотя, с другой стороны, наши предприятия пока и не могут предложить такой широкий ассортимент игрушек и украшений, как, например, россияне. К тому же, как говорит Юрий Котов, торговлю не совсем устраивает система расчетов с отечественными предприятиями. Да - знакомая тема - в одном государстве не можем друг с другом договориться...

Кстати, а что думают по этому поводу специалисты ЗАО "Аклия"? Это предприятие концерна "Белместпром", которое я не без труда нашла, ютится в небольшом старом минском доме и своим видом никак не подогревает предновогодние чувства. У директора фабрики Виктора Пургина настроение отнюдь не радостное.

- В провинции спрос стабильный, а вот в столичные магазины нашу продукцию почему-то пристроить очень трудно. Судите сами: Жабинковское райпо закупило у нас товаров на сумму чуть более миллиона рублей, а минский ГУМ - всего на 679 тысяч.

В чем же дело? Отмечу сразу - судя по ассортименту товаров, которые мне показали, у "Аклии" есть весьма достойные и конкурентоспособные изделия. Например, шары с ручной росписью, стеклянные шишки с золотистой присыпкой. Скромненько, с точки зрения цены, но, безусловно, со вкусом. Из новинок производства - наборы расписных шаров "Гжель", подсвечники и светильники, опять же расписанные вручную, свечи из пищевого парафина, которые не дымят и не оплавляются. А еще я увидела в демонстрационной комнате предприятия то, что давно и тщетно искала в магазинах: венки из искусственной хвои. Цена более чем скромная. Многие купили бы их, чтобы украсить свой дом. Почему их нет в магазинах? Говорят, торговля не берет. А я вот думаю - а может, потому и не берет, что мы до сих пор предложить не умеем, даже упаковать как следует. Кстати, и сам директор признает, что фабрике нужна более эстетичная упаковка для игрушек. Да и с новым ассортиментом надо бы успевать к сезону. А то искусственную елку высотой 1 метр 80 сантиметров на фабрике выпустят только 18 декабря. А торговля первые закупки товаров к новогодним праздникам сделала уже в августе.

Увы, так работают многие белорусские предприятия. Конечно, можно было бы, как предлагает Виктор Пургин, запретить ввоз в Беларусь импортных елочных игрушек. Но рынок есть рынок, и торговля берет тот товар, который продается. Так что самое время работникам фабрики загадать новогоднее желание: чтобы их игрушки были лучше всех. А потом своим трудом добиться, чтобы желание исполнилось...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter