«Хорошо быть в дороге, которую ты сам себе выбираешь»
03.06.2008
А еще Василия Ивашина, как отмечают исследователи, можно внести в Книгу рекордов Гиннесса как самого позднего дебютанта в истории белорусской, да и не только белорусской, поэзии: свой первый сборник стихов он опубликовал, когда ему было 82 года. Недавно вышел его четвертый поэтический сборник.
1. Как бы вы сами представили себя читателям?
— Хотел бы ответить строками своего стихотворения:
Ты хочаш знаць,
Хто я,
Чым поўнiцца душа мая?
Я — чалавек,
Са мной мой век;
Усё чалавечае со мной,
У душы маёй.
Яно — мой свет,
Самы дарагi мой запавет.
2. О чем больше всего мечтали в детстве?
— Я родился в крестьянской семье. И с самых ранних лет у меня было желание учиться. Помню, как в школу ходил, — 7 километров через лес. Этот путь всегда был для меня легким, ведь я шел учиться! Учителя воспитывали и поддерживали в нас любовь к литературе. Я тогда и начал пробовать писать стихи. Показал их Лукашу Калюге, своему земляку и дальнему родственнику. Он был тогда, в 1929 году, молодым, но уже известным писателем. И посоветовал мне не бросать писать стихи. Когда я учился в транспортно–экономическом техникуме, тоже писал. Тогда был очень популярен Владимир Маяковский. И многие пытались ему подражать. Но сами понимаете, какие это были попытки... Так что мои детские мечты были связаны с литературой, творчеством.
3. Кто и что повлияло на ваш выбор профессии?
— Родители, простые крестьяне, никак не повлияли. А я, поступив в техникум, быстро понял, что это — не мое. Наверное, во многом благодаря нашим преподавателям белорусского языка и литературы. Хотя гуманитарные дисциплины были в техникуме неосновные, преподавали их на очень высоком уровне. И я после техникума пошел учиться в пединститут на литературный факультет. Тогда же пришло понимание, как непросто стать настоящим поэтом. Так что еще студентом я сделал свой выбор в пользу науки, занялся исследовательской работой.
4. Что такое, по вашему мнению, образование и зачем оно вообще нужно? Кого можно сегодня считать образованным человеком?
— Для меня образование — это не только совокупность систематизированных знаний, но и постоянное, на протяжении всей жизни, творческое развитие, постижение окружающего мира, культуры, формирование мировоззрения. Зачем нужно образование? Только оно обеспечивает прогресс общества и развитие личности. Образованный человек — это тот, кто не только владеет некоей суммой знаний, профессиональных навыков, но и обладает достоинством. Ведь истинно образованного человека можно воспитать только в системе культуры достоинства, где главной ценностью является личность, ориентированная на постоянное саморазвитие, инициативу, творчество. Жизнь образованного человека всегда наполненна, содержательна, интересна. Он самостоятелен в поиске истины, способен решать самые сложные задачи, которые ставит перед ним жизнь.
— Получение диплома уже нельзя рассматривать как некую окончательно решенную жизненную задачу. Это очень важно понимать и важно пробудить у молодых людей желание к получению новых знаний, к творчеству и профессиональному саморазвитию. Сегодня многие имеют два, три высших образования. И это помогает им реализоваться с пользой и для себя, и для общества.
6. В одной из своих работ вы пишете, что читателя–ученика, читателя–студента в первую очередь нужно приобщать «к богатствам художественных ценностей национальной и всемирной литературы». Как это сделать сегодня, когда компьютер все активнее вытесняет книгу?
— Я — традиционалист, и для меня этой альтернативы — книга или компьютер — нет. Считаю, что книгу не может заменить ничто. Литература, язык — главное и для развития ученика, и для развития духовной культуры народа. Главное назначение литературы — быть человековедением, определять общечеловеческую меру. И эта мера как эстетическая моральная ценность должна определять всю систему обучения, все ее параметры, измерения, все содержание ее теоретико–литературных понятий. А приобщить к литературе ребенка должны прежде всего в семье — читать книги, говорить на родном языке. Кстати, Адам Мицкевич называл белорусский язык самым гармоничным и из всех славянских языков наименее измененным. Жаль, что еще не все чувствуют красоту, музыкальность белорусского языка.
7. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?
— Высокая нравственная культура. И сегодня это качество, мне кажется, востребовано. Потому что именно оно помогает ответить на самые важные вопросы: как жить, какого человека воспитывать, какое общество формировать.
8. На что не жаль потратить миллион?
— Для меня деньги никогда не были важны, и вопрос, на что не жаль их потратить, никогда не стоял. А если бы пришлось решать, конечно, не жаль потратить миллион, да и не один, на образовательные программы, на создание развивающих средств обучения, на издание новых книг.
9. Всегда ли вы говорите все, что думаете?
— Это зависит от моего собеседника и от темы разговора.
10. Почему престиж образования повышается, а грамотность людей снижается? Может, учат их не так, как нужно?
— Грамотность действительно снижается, хотя в школе сегодня дети проводят гораздо больше времени, чем 50 и даже 10 лет назад. (Я, кстати, всегда был противником 12–летнего школьного образования.) Но при этом сокращено количество часов на изучение языка и литературы. Без изучения этих предметов грамотным человеком не станешь. Теряют молодые люди интерес к чтению, к книге, предпочитая ей компьютер, о чем мы уже говорили.
11. Есть ли в жизни вечная любовь?
— Есть! К науке, к творчеству, к родине.
12. Нередко у людей, увлеченных наукой, творчеством, не остается времени на общение со своими близкими. А какой вы семьянин?
— Со своей женой — к сожалению, ее уже нет с нами — мы прожили 64 года. Она была моим другом, советчиком и помощником. Была моей «нештатной» машинисткой, напечатала сотни страниц рукописей... Мы воспитали хороших детей — сына и дочь. Есть у меня и внуки. Со всеми у меня очень добрые отношения.
13. Вы часто вспоминаете годы войны?
— Нет. Слишком тяжелое было время... У каждого из нас, солдат Великой Отечественной, своя нелегкая военная дорога. И хотя я считаю свою военную биографию скромной, но это биография солдата, путь воина, который я прошел практически от первого до последнего дня войны. Меня война застала в Витебске, где я преподавал в педучилище. Уже 6 июля я пришел на сборный пункт. На всю жизнь запомнил шоссе Витебск — Смоленск, по которому отходили наши войска и беженцы. Эта дорога вобрала в себя все возможное человеческое горе... Мы попали в окружение, с боями прорывались к своим. Потом были Вязьма, Ржев, Калинин, оборона Москвы. С 1943–го — Воронежский фронт. Воевал до последнего дня войны...
14. Что досталось вашему поколению в наследие от тех военных лет?
— Это были не только годы испытаний, но и время духовного становления. Мы быстро стали зрелыми, ответственными, по–настоящему взрослыми.
15. Что помогало вам в сложные периоды жизни, в чем вы находили опору и поддержку?
— В моей такой долгой жизни бывали не только сложные, но и трагические моменты. Помогали мне мужество, сила воли, а главное, вера в лучшее. Я никогда не кривил душой, всегда любил людей, любил жизнь. Это была и есть моя главная поддержка в трудные минуты...
16. Как вы начинаете свой день?
— За письменным столом, уже многие–многие годы. По–прежнему пишу статьи для научных изданий. А когда ощущаю полет души, берусь за стихи. В общем, ни дня без строчки!
17. Работа для вас — это потребность или возможность быть в форме?
— И то и другое. Но главное работа: это всегда наслаждение. Когда отдаешься ей всем сердцем, не замечаешь, как бежит время. А оно очень быстротечно! И теперь я понимаю, что успел сделать далеко не все...
18. Какое у вас было самое интересное путешествие?
— Я ездил немного, в основном на научные конференции. Но самой интересной для меня всегда была Беларусь. Прогулка по лесу — самое интересное для меня путешествие.
19. Какие книги нужно прочесть всем? Что вы сами читаете?
— Выражение «литература — учебник жизни» сегодня, к сожалению, как–то забыто. Я сам воспитан на классической литературе — русской и белорусской. Она была и есть мой учебник жизни. Считаю, что без классической литературы жизнь человека теряет много ярких красок. Поэтому именно классику обязательно нужно прочесть всем — Пушкина, Янку Купалу.
20. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?
— Если любишь людей, можно им все простить...
21. Что вы больше всего цените в людях?
— Искренность. Трудолюбие. Профессионализм.
22.В каких человеческих слабостях не можете себе отказать?
— Моя слабость — много работать. Всю жизнь себе в ней не отказываю...
23. Как вы заботитесь о своем здоровье? Ваш рецепт творческого долголетия?
— Если бы рецепт долголетия был известен, было бы много долгожителей. Я лично никаких особых усилий и заботы о своем здоровье не проявлял. А мой личный рецепт долголетия прост: физические упражнения, умеренный режим питания и постоянная творческая активность. Не представляю себя без работы. За письменным столом я всегда чувствую себя здоровым.
24.У вас есть любимые привычки?
— Важно избавиться от ненужных привычек. И тогда останутся только любимые: думать, писать, читать.
25. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?
— Лень — это пустое времяпрепровождение, безделье. А душевный покой — прекрасное гармоничное состояние для творчества. Думать и работать как раз лучше всего в состоянии душевного покоя.
26. Какая работа была для вас самой интересной?
— Та, которой занимался в каждый конкретный период жизни. Интересно было преподавать, заниматься научной деятельностью, руководить институтом. Сейчас моя самая интересная работа, моя отдушина — стихи...
27. «Василий Ивашин ни на кого не похож в современной белорусской поэзии, имеет свой облик поэта–философа, свою «поэтическую магию», свой образ мыслей, стремится раскрыть истину и сам процесс ее постижения», — пишет в предисловии к одному из ваших сборников литературовед Владимир Гниломедов. Трудно быть поэтом–философом?
— Я просто ищу в себе то, что еще не нашел. И пишу об этом...
28. Будь вы главой нашего государства, что бы вы сделали в первую очередь?
— Эту ситуацию — себя в качестве главы государства — даже представить себе не могу...
29. А врагов вы себе успели нажить?
— Нет, так получилось, что прожил без врагов. Может, потому, что сам никому и никогда не завидовал.
30. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?
— Думаю, стал бы тем, кем и стал. Никаких других занятий, другой жизни я себе не представляю.
31. Чего вам лично больше всего недостает сегодня?
— Времени. Планирую обычно столько же, сколько в молодости, а делаю все уже медленнее...
32. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?
— Прилив энергии, вдохновение. Когда я преподавал, студенты мне даже записки восхищенные писали...
33. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?
— Прогнозы — занятие неблагодарное, так что рисковать не буду...
34. Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?
— Думаю, дело не только и не столько в географии. Ограниченным провинциалом в худшем смысле слова можно быть и родившись в столице, прожив в ней десятки лет. Сегодня, когда правит бал всепоглощающая вульгарность массовой культуры, возрастает опасность стать таким ограниченным провинциалом и в глубинке, и в столице.
35. Чьим мнением дорожили и дорожите больше всего?
— После войны я начал работать в Институте литературы Академии наук. Вице–президентом тогда был Якуб Колас. Мы были с ним в хороших отношениях, он лично давал мне научные задания, советовал, поддерживал. И его мнением я, конечно, всегда очень дорожил. Моим оппонентом при защите кандидатской диссертации был Кондрат Крапива, и его мнение тоже было для меня очень важным. Дорожил советами и мнением Максима Танка, Пимена Панченко, Петра Глебки, Ивана Шамякина, Алеся Адамовича, с которым мы, кстати, тоже вместе работали.
36. Вы общались с литературной и научной элитой страны. Что делало этих людей элитой?
— Судьба действительно подарила мне много встреч с замечательными, выдающимися людьми. Впрочем, сами они никогда так о себе, конечно, не говорили и наверняка даже не думали. Как известно, элита — это лучшие представители общества или какой–то его части. Мне кажется, лучшими их делало то, что они не просто добросовестно занимались своим делом, а служили ему. Это служение было содержанием и смыслом их жизни.
37. Вы уже вывели для себя формулу счастья? Какой самый счастливый день в вашей жизни?
— Счастливых дней, как и счастливых встреч, было немало. Очень счастлив был, когда вышел мой сборник стихов. Ну а насчет формулы счастья... Тот, кто стремится воплотить общепринятое представление о счастье, наверняка станет несчастным. Ведь по–настоящему несчастен не тот, кому не хватает каких–то вещей, а тот, кто вечно стремится к их обладанию. Лишь люди, умеющие ценить жизнь со всеми ее сложностями и не падать духом в трудную минуту, способны сохранять достоинство и стать счастливыми. Мое поколение, кстати, большую часть жизни прожило даже без самого необходимого, но мы не чувствовали себя обделенными.
38. Вы хорошо знаете свою родословную?
— Нет, к сожалению. Не у кого было расспрашивать о наших корнях. Мой отец был репрессирован, погиб...
39. Есть ли у вас любимое занятие помимо основного рода деятельности?
— В молодости очень любил рыбачить, был заядлым грибником, любил просто побродить по лесу.
40. Что вы считаете главным достижением своей жизни?
— Школьные учебники по белорусской литературе. Издавались они больше 30 раз. 4 сборника стихов.
— Когда не удается закончить запланированную работу.
42. Как вы относитесь к конкурсам красоты?
— Да никак не отношусь... Пусть будут, если к ним есть интерес в обществе.
43. Ваш любимый праздник?
— День Победы.
— Время года?
— Весна.
— Музыкальное произведение?
— Песни военных лет.
44. Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?
— Лес возле деревни, в которой я родился.
45. Какие материальные блага и ценности имеют для вас значение?
— Никогда для меня не имели значения материальные блага. Жизнь вообще нельзя воспринимать исключительно с бухгалтерской точки зрения, которую сегодня, мне кажется, активно культивируют в ущерб ценностям духовным. К материальному благополучию ведут два пути. Первый — работать, чтобы все время приобретать какие–то вещи, а потом осознавать, что не в них счастье. Второй путь — изменить представления о своих потребностях и о материальных ценностях. Если определить для себя богатство как наличие времени, сил и здоровья для творчества, общественно полезной работы, общения с близкими людьми, то можно фантастически разбогатеть. Я считаю себя в этом смысле человеком богатым.
46. В Беларуси не так много долгожителей — примерно 19 тысяч человек перешагнули 90–летний рубеж. Жить долго — это счастье или испытание?
— Если здоровье позволяет не думать о своем возрасте, конечно, счастье. Ну а если недуги одолевают — испытание... Я просто живу и занимаюсь любимым делом. Расставаться с творчеством нельзя, ведь если расстанешься хотя бы на день, оно покинет тебя навсегда. Я и не расстаюсь. И это для меня — счастье.
47. С высоты прожитых лет как вы оцениваете, что такое человеческая и творческая зрелость?
— Зрелость — это молодость в новом обогащенном духовном облике. Человек молод, пока ему удается сохранять оптимизм, веру в людей, искренность, пока он находит в себе то, чего еще не нашел, пока живет творчеством.
48. Когда у вас плохое настроение, что вы делаете?
— Работаю. А когда работаешь, не анализируешь свое настроение.
49. Скажет ли будущее поколение нам спасибо? И за что?
— Мы должны просто делать то, что умеем делать. А будущее поколение само разберется, за что нас благодарить...
50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами? И ваш ответ...
— Наверное, главные вопросы, как и главные ответы, не сформулированы. Но на самый важный вопрос, как и зачем я жил, отвечу:
Што пражыта, перажыта,
Не сплыло, не адышло:
ў маёй памяцi адбiта,
ў маiм слове ўзышло.