«Хорошо быть в дороге, которую ты сам себе выбираешь»

Эти слова Якуба Коласа Василий Владимирович Ивашин поставил эпиграфом к одному из своих стихов. Наверное, потому, что сам выбрал дорогу и идет по ней уже очень–очень давно...

Эти слова Якуба Коласа Василий Владимирович Ивашин поставил эпиграфом к одному из своих стихов. Наверное, потому, что сам выбрал дорогу и идет по ней уже очень–очень давно... В День Победы, 9 Мая, Василий Владимирович отметил 95 лет! Личность он не просто редкая, а исключительная, феноменальная. Известный ученый–литературовед, педагог, доктор филологических наук, профессор, академик Национальной академии наук Беларуси, зарубежный член Российской академии образования, член Союза писателей. Автор более 300 научных работ, известный специалист по творчеству Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича и других писателей. Василий Владимирович возглавлял Научно–исследовательский институт педагогики, и до 90 (!) лет являлся главным научным сотрудником Национального института образования. Имя Василия Ивашина хорошо известно и нескольким поколениям школьников, которые учились по его учебникам белорусской литературы.


А еще Василия Ивашина, как отмечают исследователи, можно внести в Книгу рекордов Гиннесса как самого позднего дебютанта в истории белорусской, да и не только белорусской, поэзии: свой первый сборник стихов он опубликовал, когда ему было 82 года. Недавно вышел его четвертый поэтический сборник.


1. Как бы вы сами представили себя читателям?


— Хотел бы ответить строками своего стихотворения:


Ты хочаш знаць,


Хто я,


Чым поўнiцца душа мая?


Я — чалавек,


Са мной мой век;


Усё чалавечае со мной,


У душы маёй.


Яно — мой свет,


Самы дарагi мой запавет.


2. О чем больше всего мечтали в детстве?


— Я родился в крестьянской семье. И с самых ранних лет у меня было желание учиться. Помню, как в школу ходил, — 7 километров через лес. Этот путь всегда был для меня легким, ведь я шел учиться! Учителя воспитывали и поддерживали в нас любовь к литературе. Я тогда и начал пробовать писать стихи. Показал их Лукашу Калюге, своему земляку и дальнему родственнику. Он был тогда, в 1929 году, молодым, но уже известным писателем. И посоветовал мне не бросать писать стихи. Когда я учился в транспортно–экономическом техникуме, тоже писал. Тогда был очень популярен Владимир Маяковский. И многие пытались ему подражать. Но сами понимаете, какие это были попытки... Так что мои детские мечты были связаны с литературой, творчеством.


3. Кто и что повлияло на ваш выбор профессии?


— Родители, простые крестьяне, никак не повлияли. А я, поступив в техникум, быстро понял, что это — не мое. Наверное, во многом благодаря нашим преподавателям белорусского языка и литературы. Хотя гуманитарные дисциплины были в техникуме неосновные, преподавали их на очень высоком уровне. И я после техникума пошел учиться в пединститут на литературный факультет. Тогда же пришло понимание, как непросто стать настоящим поэтом. Так что еще студентом я сделал свой выбор в пользу науки, занялся исследовательской работой.


4. Что такое, по вашему мнению, образование и зачем оно вообще нужно? Кого можно сегодня считать образованным человеком?


— Для меня образование — это не только совокупность систематизированных знаний, но и постоянное, на протяжении всей жизни, творческое развитие, постижение окружающего мира, культуры, формирование мировоззрения. Зачем нужно образование? Только оно обеспечивает прогресс общества и развитие личности. Образованный человек — это тот, кто не только владеет некоей суммой знаний, профессиональных навыков, но и обладает достоинством. Ведь истинно образованного человека можно воспитать только в системе культуры достоинства, где главной ценностью является личность, ориентированная на постоянное саморазвитие, инициативу, творчество. Жизнь образованного человека всегда наполненна, содержательна, интересна. Он самостоятелен в поиске истины, способен решать самые сложные задачи, которые ставит перед ним жизнь.


5. Национальная высшая школа готовит специалистов примерно по 360 специальностям и более чем по 1.000 направлений и специализаций. Образование становится ресурсом особой ценности, но ведь этот ресурс сегодня быстро стареет?


— Получение диплома уже нельзя рассматривать как некую окончательно решенную жизненную задачу. Это очень важно понимать и важно пробудить у молодых людей желание к получению новых знаний, к творчеству и профессиональному саморазвитию. Сегодня многие имеют два, три высших образования. И это помогает им реализоваться с пользой и для себя, и для общества.


6. В одной из своих работ вы пишете, что читателя–ученика, читателя–студента в первую очередь нужно приобщать «к богатствам художественных ценностей национальной и всемирной литературы». Как это сделать сегодня, когда компьютер все активнее вытесняет книгу?


— Я — традиционалист, и для меня этой альтернативы — книга или компьютер — нет. Считаю, что книгу не может заменить ничто. Литература, язык — главное и для развития ученика, и для развития духовной культуры народа. Главное назначение литературы — быть человековедением, определять общечеловеческую меру. И эта мера как эстетическая моральная ценность должна определять всю систему обучения, все ее параметры, измерения, все содержание ее теоретико–литературных понятий. А приобщить к литературе ребенка должны прежде всего в семье — читать книги, говорить на родном языке. Кстати, Адам Мицкевич называл белорусский язык самым гармоничным и из всех славянских языков наименее измененным. Жаль, что еще не все чувствуют красоту, музыкальность белорусского языка.


7. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?


— Высокая нравственная культура. И сегодня это качество, мне кажется, востребовано. Потому что именно оно помогает ответить на самые важные вопросы: как жить, какого человека воспитывать, какое общество формировать.


8. На что не жаль потратить миллион?


— Для меня деньги никогда не были важны, и вопрос, на что не жаль их потратить, никогда не стоял. А если бы пришлось решать, конечно, не жаль потратить миллион, да и не один, на образовательные программы, на создание развивающих средств обучения, на издание новых книг.


9. Всегда ли вы говорите все, что думаете?


— Это зависит от моего собеседника и от темы разговора.


10. Почему престиж образования повышается, а грамотность людей снижается? Может, учат их не так, как нужно?


— Грамотность действительно снижается, хотя в школе сегодня дети проводят гораздо больше времени, чем 50 и даже 10 лет назад. (Я, кстати, всегда был противником 12–летнего школьного образования.) Но при этом сокращено количество часов на изучение языка и литературы. Без изучения этих предметов грамотным человеком не станешь. Теряют молодые люди интерес к чтению, к книге, предпочитая ей компьютер, о чем мы уже говорили.


11. Есть ли в жизни вечная любовь?


— Есть! К науке, к творчеству, к родине.


12. Нередко у людей, увлеченных наукой, творчеством, не остается времени на общение со своими близкими. А какой вы семьянин?


— Со своей женой — к сожалению, ее уже нет с нами — мы прожили 64 года. Она была моим другом, советчиком и помощником. Была моей «нештатной» машинисткой, напечатала сотни страниц рукописей... Мы воспитали хороших детей — сына и дочь. Есть у меня и внуки. Со всеми у меня очень добрые отношения.


13. Вы часто вспоминаете годы войны?


— Нет. Слишком тяжелое было время... У каждого из нас, солдат Великой Отечественной, своя нелегкая военная дорога. И хотя я считаю свою военную биографию скромной, но это биография солдата, путь воина, который я прошел практически от первого до последнего дня войны. Меня война застала в Витебске, где я преподавал в педучилище. Уже 6 июля я пришел на сборный пункт. На всю жизнь запомнил шоссе Витебск — Смоленск, по которому отходили наши войска и беженцы. Эта дорога вобрала в себя все возможное человеческое горе... Мы попали в окружение, с боями прорывались к своим. Потом были Вязьма, Ржев, Калинин, оборона Москвы. С 1943–го — Воронежский фронт. Воевал до последнего дня войны...


14. Что досталось вашему поколению в наследие от тех военных лет?


— Это были не только годы испытаний, но и время духовного становления. Мы быстро стали зрелыми, ответственными, по–настоящему взрослыми.


15. Что помогало вам в сложные периоды жизни, в чем вы находили опору и поддержку?


— В моей такой долгой жизни бывали не только сложные, но и трагические моменты. Помогали мне мужество, сила воли, а главное, вера в лучшее. Я никогда не кривил душой, всегда любил людей, любил жизнь. Это была и есть моя главная поддержка в трудные минуты...


16. Как вы начинаете свой день?


— За письменным столом, уже многие–многие годы. По–прежнему пишу статьи для научных изданий. А когда ощущаю полет души, берусь за стихи. В общем, ни дня без строчки!


17. Работа для вас — это потребность или возможность быть в форме?


— И то и другое. Но главное работа: это всегда наслаждение. Когда отдаешься ей всем сердцем, не замечаешь, как бежит время. А оно очень быстротечно! И теперь я понимаю, что успел сделать далеко не все...


18. Какое у вас было самое интересное путешествие?


— Я ездил немного, в основном на научные конференции. Но самой интересной для меня всегда была Беларусь. Прогулка по лесу — самое интересное для меня путешествие.


19. Какие книги нужно прочесть всем? Что вы сами читаете?


— Выражение «литература — учебник жизни» сегодня, к сожалению, как–то забыто. Я сам воспитан на классической литературе — русской и белорусской. Она была и есть мой учебник жизни. Считаю, что без классической литературы жизнь человека теряет много ярких красок. Поэтому именно классику обязательно нужно прочесть всем — Пушкина, Янку Купалу.


20. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?


— Если любишь людей, можно им все простить...


21. Что вы больше всего цените в людях?


— Искренность. Трудолюбие. Профессионализм.


22.В каких человеческих слабостях не можете себе отказать?


— Моя слабость — много работать. Всю жизнь себе в ней не отказываю...


23. Как вы заботитесь о своем здоровье? Ваш рецепт творческого долголетия?


— Если бы рецепт долголетия был известен, было бы много долгожителей. Я лично никаких особых усилий и заботы о своем здоровье не проявлял. А мой личный рецепт долголетия прост: физические упражнения, умеренный режим питания и постоянная творческая активность. Не представляю себя без работы. За письменным столом я всегда чувствую себя здоровым.


24.У вас есть любимые привычки?


— Важно избавиться от ненужных привычек. И тогда останутся только любимые: думать, писать, читать.


25. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?


— Лень — это пустое времяпрепровождение, безделье. А душевный покой — прекрасное гармоничное состояние для творчества. Думать и работать как раз лучше всего в состоянии душевного покоя.


26. Какая работа была для вас самой интересной?


— Та, которой занимался в каждый конкретный период жизни. Интересно было преподавать, заниматься научной деятельностью, руководить институтом. Сейчас моя самая интересная работа, моя отдушина — стихи...


27. «Василий Ивашин ни на кого не похож в современной белорусской поэзии, имеет свой облик поэта–философа, свою «поэтическую магию», свой образ мыслей, стремится раскрыть истину и сам процесс ее постижения», — пишет в предисловии к одному из ваших сборников литературовед Владимир Гниломедов. Трудно быть поэтом–философом?


— Я просто ищу в себе то, что еще не нашел. И пишу об этом...


28. Будь вы главой нашего государства, что бы вы сделали в первую очередь?


— Эту ситуацию — себя в качестве главы государства — даже представить себе не могу...


29. А врагов вы себе успели нажить?


— Нет, так получилось, что прожил без врагов. Может, потому, что сам никому и никогда не завидовал.


30. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?


— Думаю, стал бы тем, кем и стал. Никаких других занятий, другой жизни я себе не представляю.


31. Чего вам лично больше всего недостает сегодня?


— Времени. Планирую обычно столько же, сколько в молодости, а делаю все уже медленнее...


32. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?


— Прилив энергии, вдохновение. Когда я преподавал, студенты мне даже записки восхищенные писали...


33. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?


— Прогнозы — занятие неблагодарное, так что рисковать не буду...


34. Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?


— Думаю, дело не только и не столько в географии. Ограниченным провинциалом в худшем смысле слова можно быть и родившись в столице, прожив в ней десятки лет. Сегодня, когда правит бал всепоглощающая вульгарность массовой культуры, возрастает опасность стать таким ограниченным провинциалом и в глубинке, и в столице.


35. Чьим мнением дорожили и дорожите больше всего?


— После войны я начал работать в Институте литературы Академии наук. Вице–президентом тогда был Якуб Колас. Мы были с ним в хороших отношениях, он лично давал мне научные задания, советовал, поддерживал. И его мнением я, конечно, всегда очень дорожил. Моим оппонентом при защите кандидатской диссертации был Кондрат Крапива, и его мнение тоже было для меня очень важным. Дорожил советами и мнением Максима Танка, Пимена Панченко, Петра Глебки, Ивана Шамякина, Алеся Адамовича, с которым мы, кстати, тоже вместе работали.


36. Вы общались с литературной и научной элитой страны. Что делало этих людей элитой?


— Судьба действительно подарила мне много встреч с замечательными, выдающимися людьми. Впрочем, сами они никогда так о себе, конечно, не говорили и наверняка даже не думали. Как известно, элита — это лучшие представители общества или какой–то его части. Мне кажется, лучшими их делало то, что они не просто добросовестно занимались своим делом, а служили ему. Это служение было содержанием и смыслом их жизни.


37. Вы уже вывели для себя формулу счастья? Какой самый счастливый день в вашей жизни?


— Счастливых дней, как и счастливых встреч, было немало. Очень счастлив был, когда вышел мой сборник стихов. Ну а насчет формулы счастья... Тот, кто стремится воплотить общепринятое представление о счастье, наверняка станет несчастным. Ведь по–настоящему несчастен не тот, кому не хватает каких–то вещей, а тот, кто вечно стремится к их обладанию. Лишь люди, умеющие ценить жизнь со всеми ее сложностями и не падать духом в трудную минуту, способны сохранять достоинство и стать счастливыми. Мое поколение, кстати, большую часть жизни прожило даже без самого необходимого, но мы не чувствовали себя обделенными.


38. Вы хорошо знаете свою родословную?


— Нет, к сожалению. Не у кого было расспрашивать о наших корнях. Мой отец был репрессирован, погиб...


39. Есть ли у вас любимое занятие помимо основного рода деятельности?


— В молодости очень любил рыбачить, был заядлым грибником, любил просто побродить по лесу.


40. Что вы считаете главным достижением своей жизни?


— Школьные учебники по белорусской литературе. Издавались они больше 30 раз. 4 сборника стихов.


41. Как часто и по какому поводу вы бываете недовольны собой?


— Когда не удается закончить запланированную работу.


42. Как вы относитесь к конкурсам красоты?


— Да никак не отношусь... Пусть будут, если к ним есть интерес в обществе.


43. Ваш любимый праздник?


— День Победы.


— Время года?


— Весна.


— Музыкальное произведение?


— Песни военных лет.


44. Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?


— Лес возле деревни, в которой я родился.


45. Какие материальные блага и ценности имеют для вас значение?


— Никогда для меня не имели значения материальные блага. Жизнь вообще нельзя воспринимать исключительно с бухгалтерской точки зрения, которую сегодня, мне кажется, активно культивируют в ущерб ценностям духовным. К материальному благополучию ведут два пути. Первый — работать, чтобы все время приобретать какие–то вещи, а потом осознавать, что не в них счастье. Второй путь — изменить представления о своих потребностях и о материальных ценностях. Если определить для себя богатство как наличие времени, сил и здоровья для творчества, общественно полезной работы, общения с близкими людьми, то можно фантастически разбогатеть. Я считаю себя в этом смысле человеком богатым.


46. В Беларуси не так много долгожителей — примерно 19 тысяч человек перешагнули 90–летний рубеж. Жить долго — это счастье или испытание?


— Если здоровье позволяет не думать о своем возрасте, конечно, счастье. Ну а если недуги одолевают — испытание... Я просто живу и занимаюсь любимым делом. Расставаться с творчеством нельзя, ведь если расстанешься хотя бы на день, оно покинет тебя навсегда. Я и не расстаюсь. И это для меня — счастье.


47. С высоты прожитых лет как вы оцениваете, что такое человеческая и творческая зрелость?


— Зрелость — это молодость в новом обогащенном духовном облике. Человек молод, пока ему удается сохранять оптимизм, веру в людей, искренность, пока он находит в себе то, чего еще не нашел, пока живет творчеством.


48. Когда у вас плохое настроение, что вы делаете?


— Работаю. А когда работаешь, не анализируешь свое настроение.


49. Скажет ли будущее поколение нам спасибо? И за что?


— Мы должны просто делать то, что умеем делать. А будущее поколение само разберется, за что нас благодарить...


50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами? И ваш ответ...


— Наверное, главные вопросы, как и главные ответы, не сформулированы. Но на самый важный вопрос, как и зачем я жил, отвечу:


Што пражыта, перажыта,


Не сплыло, не адышло:


ў маёй памяцi адбiта,


ў маiм слове ўзышло.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter