Хороший предприниматель – достояние государства

На базе брестского СП «Санта Бремор» ООО — наиболее эффективного экспорто-ориентированного предприятия страны — прошло выездное заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь.

Такие встречи проводятся регулярно. На них затрагиваются наиболее волнующие и проблемные для отечественного предпринимательства вопросы. На сей раз собравшиеся обсудили, как увеличить объемы экспорта производимых в нашей стране товаров
и услуг, возможности  частных предприятий, среднего и крупного бизнеса.

В дискуссии участвовали более 20  директоров предприятий и ассоциаций из всех областей Беларуси.

Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006—2010 годы определены конкретные меры по расширению экспорта и, соответственно, ведению эффективной внешнеторговой политики. В ближайшие пять лет планируется увеличить объемы экспорта более чем в полтора раза. Существует немало объективных факторов, способствующих решению этой задачи. Один из основных – географическое расположение Беларуси. Созданная система транспорта и коммуникаций представляет кратчайшие  пути для экономических связей Беларуси со странами Европы, которые связывают основные европейские промышленные центры и порты с необъятными российскими просторами. Наша страна, по сути, расположена между двумя важнейшими экономическими потенциалами: передовой западной промышленностью и богатейшими восточными запасами сырья. Наращиванию экспорта также содействует благоприятная конъюнктура цен на внешних рынках на основные виды экспортируемой из Беларуси продукции, в первую очередь на нефтепродукты.

Члены совета отметили, что существует и немало факторов, сдерживающих наращивание экспорта. В частности, высокий износ производственных фондов, проведение на протяжении длительного времени жесткой налоговой политики, сохранение большого количества низкорентабельных предприятий и так далее. Есть и внешние преграды. К примеру, действия иностранных государств, направленные на ограничение доступа на их рынки товаров белорусского производства, спад экономической активности в ряде стран Евросоюза, другие.

Председатель совета министр статистики и анализа Владимир Зиновский заметил:

— Мы проводим данное заседание  на одном из экспортоориентированных предприятий страны, достигших существенных успехов в этом направлении. Его опыт,  взгляд практика на пути и способы достижения поставленных государством целей будут полезны для всех нас. Ведь их исполнение – за конкретными субъектами хозяйствования. Задача же государства – обеспечение условий для эффективного использования имеющегося экспортного потенциала, стимулирование его динамичного наращивания.

Александр Мошенский,  генеральный директор СП «Санта Бремор» ООО, экспорт которого составляет около 70 процентов всей произведенной продукции, отметил, что даже их предприятие  ощущает определенные трудности, связанные с освоением новых рынков сбыта, наращиванием экспорта. Зачастую виной тому – несовершенные государственные подходы к проблеме.

«Приближая» Беларусь к морю, предприятие первым в стране освоило переработку охлажденного лосося. Для нашего человека эта рыба всегда была деликатесом, доступным далеко не каждому. А между тем она очень полезна и входит в группу продуктов здорового питания.

В последние годы употребление лосося в мире увеличилось в десятки раз. Однако этого пока нельзя сказать о нашей стране, где НДС на лосось составляет 18 процентов, в то время как на другие виды морепродуктов — 10. Очевидно, пока этот вид рыбы не будет введен в основную позицию, лосось так и останется для белоруса деликатесом. Показательно, что такая «дискриминация» наблюдается не только среди даров моря. Есть «избранники» и среди молочных продуктов. К примеру, НДС на отечественное мороженое также составляет 18 процентов, в то время как на остальные молокопродукты этот налог —
10 процентов. Спрашивается, каким образом в разряд деликатесов угодило обыкновенное мороженое?

В условиях жесточайшей конкуренции без яркого, узнаваемого бренда реализовать свою продукцию на внешних рынках практически невозможно. А потому возрастает роль  рекламных кампаний и маркетинговых исследований. Разумеется, подобное удовольствие обходится предприятиям в немалые суммы. К сожалению, до сих пор  рекламно-маркетинговые услуги, оказываемые нам в той же России (где реализуется основной объем выпускаемой в республике продукции), не принимаются к зачету НДС. В результате  проведение рекламных кампаний становится просто не по карману многим отечественным предприятиям.

Еще одна проблема – вывозимые пошлины на отдельные товары. К примеру, на креветки, экспортируемые в Западную Европу, таможенная пошлина нынче составляет 10 процентов, на кальмары – 5. Однако данные виды морепродуктов не являются национальным богатством Беларуси. Справедливыми для нашей республики такие  пошлины были в те времена, когда она входила в состав СССР. Получается, что некоторые нынешние постановления по-прежнему отражают безнадежно устаревшие советские документы. К слову, такие «недоработки» задерживают развитие ряда производств, не способствуют наращиванию экспорта, затрудняют сбыт излишков.

Как известно, предназначение пошлин – соответствовать национальным интересам. В противном случае они превращаются в банальные поборы.

Развитию белорусского экспорта, его конкурентоспособности на мировом рынке также будет способствовать устранение различных административных барьеров, оптимизация налогового учета.

С перечисленными проблемами сталкиваются все предприятия, ориентирующие свою продукцию на экспорт. В связи с этим участники совета решили представить свои предложения для рассмотрения в Совмин. Планируется, что наиболее злободневные проблемы будут обсуждены на встрече Президента с лучшими предпринимателями страны, которая состоится в ноябре.

Также члены совета готовы выступить с инициативой: присваивать государственную премию тем, кто три раза будет удостоен почетного звания «Лучший предприниматель года». Ведь хороший предприниматель – это достояние государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter