Хорошие товары в хороших магазинах

Работать  по  такому  принципу  стремится  сфера  торговли  на  Гродненщине

Работать  по  такому  принципу  стремится  сфера  торговли  на  Гродненщине

 

 

Три миллиона сорок пять тысяч рублей – такую сумму в среднем оставил каждый житель Гродненщины в магазинах области в 2006 году. Это больше, чем в любом другом регионе Беларуси. Причем в пяти районах области этот показатель еще выше, а в Берестовицком он достиг 4835,7 тысячи рублей на душу населения.

Наверное, многие прокомментируют факт так: чтобы потратить деньги на покупки, их в первую очередь нужно заработать. И будут совершенно правы. Но, согласитесь, далеко не все заработанные деньги оседают в кассах магазинов, и то, каков их процент, во многом зависит от организации работы торговли. Проще говоря, от того, насколько привлекательны для покупателей  предложенные товары, насколько профессионально и грамотно налажено обслуживание в торговых предприятиях.    

Судя по результатам, на Гродненщине справляются и  с тем, и с другим. При этом по многим товарным группам спрос населения области более чем на 90 процентов удовлетворяется за счет продукции отечественных производителей. Принцип «Купляйце беларускае!» реализуется здесь не на словах, а на деле. 

Как и чем торговля региона привлекает и удерживает своего покупателя? Об этом мы попросили рассказать начальника управления торговли и общественного питания Гродненского облисполкома Владимира Стому. 

— Начнем с того, что видно непрофессиональным глазом: в прошедшем году, пожалуй, не было месяца, когда бы в области не открывались новый магазин, ресторан или кафе, не говоря уж о тех, которые возобновляли свою работу после ремонта и реконструкции. Это и есть одна из главных ставок в стратегии развития отрасли в регионе?

— Сегодня понятно, что эффективно работать могут только предприятия, если можно так сказать, новой генерации, где наряду с современными фасадами и интерьерами имеется не менее современное торгово-технологическое оборудование. Поэтому в прошедшем году обновлению объектов торговли и общественного питания мы уделили особое внимание, вложив в развитие их материальной базы 35,6 миллиарда рублей инвестиций — на 42 процента больше, чем  годом ранее. Все обновленное и построенное работает и приносит прибыль уже сегодня. 

Усовершенствовать хотим и так называемую мелкорозничную торговлю – ту, которая работает летом на открытом воздухе.  За опытом уже съездили в Могилев, и, надеюсь, весной на гродненских улицах появятся красивые конструкции летних кафе. 

Есть у нас планы по обновлению придорожного сервиса. В соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси» в прошедшем году открыты два новых придорожных пункта питания, один введен в строй после реконструкции. Однако еще немало подобных кафе и магазинов требуют приложения рук. И мы планируем постепенно привести их в порядок. 

— Владимир Михайлович, вы сказали, что успешно работать в наше время могут лишь предприятия новой генерации. Что вы вкладываете в это понятие применительно к Гродненщине? 

— Это магазины, кафе, рестораны, имеющие современный облик как снаружи, так и изнутри, предлагающие клиенту комплекс современных услуг. Примером такого объекта торговли может быть, допустим, относительно недавно открывшийся после реконструкции магазин «Лимож» в гродненском микрорайоне Девятовка. Площадь его торговых залов увеличилась более чем вдвое, с 250 до 615 квадратных метров. Появился собственный кондитерский цех, выпускающий по новым технологиям 75 наименований булочно-кондитерских изделий. За выпечкой сюда приезжают со всего города. Установлен аквариум с живой рыбой.  Действуют три платежных терминала. В результате товарооборот по сравнению с 2005 годом вырос в 1,6 раза. К слову, что касается платежных терминалов, то сегодня на предприятиях торговли и общепита области их установлено 512, еще сотню планируем прибавить в нынешнем году. 

Актуально введение в магазинах системы самообслуживания. Это поощряет клиента к покупке. Только в 2006 году перевели на метод самообслуживания 62 торговых предприятия. Всего же на Гродненщине в этом режиме работают 53,8 процента магазинов. 

— По собственному опыту знаю, что желание сделать покупку также поощряют всевозможные ярмарки, выставки-продажи, распродажи. Иногда с таких мероприятий уходишь с вещами, которые, в общем, в ближайшее время приобретать и не собирался. Что по этому поводу думают специалисты? 

— Специалисты учитывают это в своей работе. За прошлый год на Гродненщине проведено более десяти тысяч таких мероприятий, их общий товарооборот составил 20,5 миллиарда рублей. 

Традиционными в календаре торговли стали ярмарки «Золотая осень», «Здравствуй, школа!», предрождественские и предновогодние. 

Таким же образом мы предлагаем свои товары и за пределами области и страны. К примеру, в прошедшем году в рамках программы торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией прошли три ярмарки-продажи, две из них в Москве и одна в Санкт-Петербурге. Сумма реализованной на них продукции составила 1,6 миллиарда рублей. 

— У покупателя сегодня есть выбор между магазином и рынком. И хотя товар на рынке иногда дешевле, многие предпочитают магазин из-за уровеня обслуживания. Насколько рынки области соответствуют современным требованиям организации торговли? 

— Нас так же, как и покупателей, не все удовлетворяет в сегодняшней работе рынков. Именно поэтому в конце 2005 года мы начали повторную их аттестацию. За это время обследовано 43 из 55 действующих рыночных структур. В результате аттестовано 17, условно аттестовано 16 рынков. Десяток же рыночных образований не прошли аттестацию. 

Радует другое: налицо заметное улучшение работы целого ряда рынков. Гродненский облпотребсоюз направил на развитие материально-технической базы в этой сфере около девятисот миллионов рублей. Большая часть средств вложена в Центральный рынок областного центра, где появились новые современные павильоны. В соответствие с санитарно-техническими нормами приведены пятнадцать рынков. 

— Как реализуется в торговой сети Гродненщины принцип «Купляйце беларускае!»? 

— Доля отечественных товаров в объеме розничного товарооборота постоянно растет. В прошлом году она составила 83 процента. Что касается продовольственных товаров, то здесь она еще больше – 86,1 процента. 

Чтобы заинтересовать белорусскими товарами индивидуальных предпринимателей, налаживаем поставку их оптовыми базами по ценам предприятий-изготовителей. Таким образом в прошлом году поставлялась продукция почти полутора тысячам предпринимателей, что намного больше, чем в 2005-м. Хорошую службу в этом деле сослужило открытие в области магазина-склада и филиалов оптовой торговли УП «Бакалея». Хотелось бы, чтобы такие же шаги предприняли и другие оптовые базы. 

Кроме того, считаю, что в задачи торговли входит и работа с товаропроизводителями. Именно мы должны ориентировать предприятия на выпуск высококачественной импортозамещающей продукции, и мы это делаем. С учетом предложений  специалистов торговли в области разработана и реализуется региональная программа импортозамещения на 2006–2007 годы. В ее рамках производятся такие продукты, как рапсовое масло, соки, сыры — всего за прошедший год более чем на 4 миллиона  долларов. 

— Выступая на итоговой коллегии управления торговли в Гродно, министр торговли Александр Иванков отметил успехи региона, ставшего лучшим в стране по ряду основных показателей работы. Успехи же складываются благодаря усилиям людей, грамотной и плодотворной работе. Как вы оцениваете человеческий фактор? 

— Как один из важнейших. Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, создание условий для профессионального роста, особенно для молодых специалистов, – один из наших приоритетов, обозначенный в кадровой программе на 2006–2010 годы. 

Для этого проводятся конкурсы профессионального мастерства. К слову, дипломантами таких республиканских  конкурсов являются 34 представителя Гродненщины. Совсем недавно, в декабре прошлого года, два гродненских продавца – Елена Сапего и Светлана Анцулевич — стали победителями республиканского конкурса профессионального мастерства в Витебске. Вот на таких мы и делаем ставку, по ним сверяют свою работу и молодые специалисты, и те, кто в торговле не первый десяток лет. А о том, как это получается, судить покупателю, который, как принято говорить, голосует кошельком, и, как видно по итогам года, голосует в пользу торговли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter