Команда энтузиастов выпустила современный путеводитель "Лучшее в Беларуси"

Хорошие открываются виды

Туристический потенциал Беларуси заметно похорошел за последние год–два. Появились приличные гостиницы, частные санатории, этнокультурные комплексы — десятки новых объектов, о которых мы радостно говорим и пишем. Но туристов не становится больше. Средняя наполняемость отелей снижается, «сдуло» из санаториев россиян, которые еще пару лет назад охотно лечились в наших здравницах: в 2013 году около 80 процентов клиентов составляли жители РФ, в 2015 году их стало в четыре раза меньше. Сегодня вряд ли кто–то из представителей отрасли сможет точно ответить на вопрос, сколько процентов ВВП формирует туристический бизнес. А без четкой стратегии, без понимания того, как именно мы хотим развивать туристический рынок, наверное, нет смысла двигаться дальше.

В конце прошлой недели в отеле «Ренессанс» Минска прошла встреча представителей турбизнеса. За «круглым столом» собрались директора, менеджеры, маркетологи и владельцы самых разных туристических объектов — от сетевых гостиниц до усадебно–парковых комплексов. Все вместе в очередной раз обсуждали насущный вопрос: как же нам привлечь в страну иностранных гостей в условиях изменившегося рынка? Повод собраться был неплохой. Команда энтузиастов выпустила новый путеводитель «Лучшее в Беларуси», где, возможно, впервые предпринята попытка поговорить с туристами на современном языке. Книга предлагает не только краткий обзор наиболее интересных туристических мест — более 250, но также разработаны увлекательные маршруты с QR–кодами, географическими координатами и манящими картинками. Продвинутые пользователи смартфонов наверняка с улыбкой воспримут провокационный слоган путеводителя — «когда удобнее, чем интернет». Все–таки трудно представить себе мобильного туриста, который захочет носить с собой в рюкзаке тяжелый каталог в 400 страниц. Тем не менее, по словам авторов проекта, буквально за месяц путеводитель показал высокую востребованность не только у россиян и туристов из дальнего зарубежья, но и у самих белорусов.

К сожалению, мы сами пока плохо ориентируемся, какие еще, кроме Мира и Несвижа, красивые места у нас стоит посетить. Мощны и стереотипы об отдыхе в Беларуси как о дорогом и некачественном. «Вряд ли вы станете козырять в приличной компании тем, что провели свой отпуск в одном из белорусских санаториев, — бросает вызов владельцам здравниц автор путеводителя Владимир Пилат. — Соответственно пока мы сами себя не полюбим, никто нас не полюбит». Книга вышла на русском языке, но разработчики обещают в скором времени выпустить версию на английском и дополнить путеводитель интернет–изданием.

Все участники дискуссии камнем преткновения в своей работе называли визовый вопрос. Для иностранных гостей визу к нам получить дорого и хлопотно. «А уж про похождения иностранцев по всяким нашим центрам и регистрациям — это отдельный рассказ», — не вдавалась в подробности Людмила Сеньковская, генеральный директор ТЭУП «Беларустурист». Но заверила присутствующих, что все крупные игроки рынка ведут постоянные переговоры на этот счет с Министерством спорта и туризма. «Мы победим! — настроена оптимистично Людмила Владимировна. — Визовый режим вскоре существенно упростится».

Одной из главных причин, почему туристы к нам не возвращаются, даже побывав здесь, владелец агроэкоусадьбы «Едишки» Андрей Абрамов назвал смешную и грустную: «Им не нравится питание». И рассказал историю, как на днях к нему в деревню заехали москвичи. Поели, наконец, досыта натурального мяса. Гостили два дня и все время недоумевали: как это в Беларуси, в сельскохозяйственной стране, такой скудный общепит, чтобы прилично пообедать — места знать надо. Всех потенциальных фермеров Абрамов готов обучить секретам ведения натурального хозяйства. Правда, заранее убежден, что желающих будет мало.

Из–за ситуации в Турции и Египте конъюнктура на рынке белорусского туризма сложилась благоприятная — можно смело нынешним летом ожидать притока гостей из России. Рекламный рынок, к слову, там тоже просел. Если раньше на московской МКАД бигборд стоил 5 тысяч долларов, сегодня отрекламировать нашу усадьбу или санаторий можно всего за 1.000 у.е., чем стоит воспользоваться: информации о Беларуси в других странах не может быть много. Одновременно существует угроза, отмечают специалисты: сегодня огромные инвестиции вкладываются в развитие Крыма и Северного Кавказа, и эту ситуацию нельзя недооценивать. Пройдет пара–тройка лет, и приморские дворцы и виноградники уведут с наших турмаршрутов и самих белорусов, и гостей иностранных. Так что выживут в новых реалиях те из белорусских туристических объектов, которые сумеют предложить качественные услуги, хорошее питание — в том числе.

Маленький штришок в заключение: встреча проходила в отеле премиум–класса, длилась четыре часа, в паузе гостей ждали кофе и печенье. Но что–то не заладилось, кофемашина не успела нагреться — официанты с угощениями мешкали. Пришел старший официант и на вопросы участников конференции отвечал неласково, что–то вроде: рано пришли, вас еще здесь не должно стоять... В принципе, ничего нового я не услышала, но если отельный бизнес премиального уровня не может совладать со своим персоналом, чего можно требовать от продавцов в кафе на наших трассах. Принимать гостей — хлопотно. Но если мы хотим получать ежегодную прибыль от туризма и становиться богаче, наверное, каждый из нас должен к этому приложить какие–то усилия, внутренне подтянуться, что ли.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 111 (24993). Вторник, 14 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter