«Хорошая страна, интересная дорога…»

Эрвин Топлак: Электронную систему на М1 обмануть будет трудно

Какими будут платные автомагистрали Беларуси?

С 1 июля 2013 года в нашей стране должна заработать система электронного сбора платы за проезд транспортных средств по магистрали М1/Е30 и отдельным участкам некоторых других дорог. Инвестором и исполнителем по проекту является крупнейший игрок международного рынка интеллектуальных транспортных систем австрийская компания «Kapsch TrafficCom AG», инвестиционный договор с которой правительство Беларуси подписало в начале 2012 года. В интенсивную стадию работы по реализации проекта вступили с момента выхода Указа Президента Республики Беларусь от 27 сентября № 426, касающегося вопросов создания и функционирования системы. Своими наблюдениями за ходом процесса с корреспондентом «Р» поделился директор «Kapsch TrafficCom AG» Эрвин ТОПЛАК (на снимке).

— Господин Топлак, насколько активно ведутся сегодня работы по реализации проекта в Беларуси?

— В последнее время я часто бываю в вашей стране и могу сказать, что мы довольно конструктивно работаем с белорусскими партнерами. После подписания указа все заинтересованные организации оказывают проекту необходимую поддержку. Мы долго шли к этому моменту, делая небольшие шаги, и теперь нам следует двигаться ускоренными темпами. Что может стать препятствием на этом пути, так это наступление зимних холодов — все-таки речь идет об установке большого количества конструкций. Но 1 июля никто не отменял, и на эту дату мы ориентируемся. Замечу, что в истории «Kapsch» не было случая, чтобы мы не запустили систему вовремя. И если мы продолжим эту хорошую традицию в Беларуси, то с 1 июля следующего года система заработает, а 2-го начнется поступление дорожных сборов в бюджет государства.

— Чем мотивировано решение «Kapsch» работать именно в Беларуси?

— Это хорошая страна, и по ее территории проходит очень интересная дорога М1/Е30. Чем она интересна? Беларусь занимает стратегическое положение между Россией и Польшей, и по трассе между Москвой и Варшавой передвигается большое количество иностранных грузовых автомашин. Я бы также добавил, что с коммерческой точки зрения это очень интересный проект для белорусского правительства.

— Работает ли компания «Kapsch» в России?

— Да, мы в сотрудничестве с местным партнером привлечены к работе над проектом дороги на Сочи. Что касается продолжения магистрали М1/Е30 в России, то решение по ее оборудованию системой «Kapsch» еще не принято российским правительством. Предварительная концепция основана на том, чтобы взимать плату со всех автомобилей, но прежде всего — с грузовых. Такого потока грузовых автомашин, который идет на Россию, нет нигде. Конечно, мы очень заинтересованы в участии в этом проекте. И если примут положительное для «Kapsch» решение, это будет абсолютно такая же система, как в Беларуси. Я вам скажу, что в мире немного компаний, способных реализовать проекты такой высокой степени интеграции.

— А если рассматривать систему в Польше, отличается ли она от белорусской?

— С технологической точки зрения обе системы одинаковые, даже бортовые устройства аналогичные. Чтобы они могли взаимодействовать друг с другом, двум операторам необходимо заключить соглашение о роуминге, по принципу мобильных сетей.

— Каковы, на ваш взгляд, основные преимущества внедрения системы для жителей Беларуси и для нашего бизнеса?

— Прежде всего увеличится приток иностранной валюты в страну, поскольку плата взимается в основном с иностранных водителей. Я считаю, это самые правильные для белорусской экономики деньги, потому что иностранцы платят за то, чем они пользуются на территории страны. Это однозначно позитивный момент. На белорусском бизнесе переход на электронную систему существенным образом не отразится, поскольку круг пользователей, с которых взимается плата, останется прежним. Просто изменится сам механизм: транспортные средства смогут проезжать по платным дорогам без остановки возле шлагбаума, а средства будут списываться с бортовых устройств автоматически. За счет высокой эффективности системы увеличится собираемость платежей.

— Прогнозируете ли вы увеличение транзитного грузопотока через Беларусь?

— Это зависит от экономического положения в Европе. До кризиса объем грузоперевозок рос в среднем на 7 % в год, но в кризисный период произошло падение сразу на 20 %. Сейчас во многих странах показатели возвращаются на прежний уровень и даже растут. Если предположить, что в ближайшие 5 лет не произойдет серьезных экономических потрясений, сектор грузоперевозок будет прибавлять в среднем по 5 %. В Беларуси, учитывая серьезный поток товаров из России, ожидается гораздо более высокая динамика.

— По опыту компании «Kapsh» как влияет внедрение системы электронного сбора на общий грузопоток?

— С момента введения полной электронной оплаты, как правило, наблюдается спад в грузоперевозках на протяжении 3—6 месяцев, ведь ко всему новому нужно привыкнуть. Потом объем трафика возвращается на прежний уровень, а в дальнейшем начинает расти, поскольку к пользователям приходит понимание: если ради экономии ездить объездными путями, потратишь больше денег за счет потерь времени, более высоких расходов на ремонт автотранспорта и т.д. И когда мы говорим о дороге М1/Е30, ее уровень настолько высок, что объездные пути не выдерживают никакой конкуренции.

— Насколько высока техническая готовность Беларуси к установке этой системы?

— Еще раз повторюсь: сама дорога прекрасна. Но что касается придорожной инфраструктуры, то она недостаточно развита. Например, на некоторых участках не проложены оптоволоконные кабели для передачи данных. С другой стороны, там, где они есть, их качество довольно высокое. Я бы не сказал, что это серьезное препятствие. В некоторых странах, где мы реализовывали подобные проекты, оптоволоконных линий вообще не было на всем протяжении дорог. Поэтому в Беларуси с этой точки зрения вполне типичная, рядовая для нас ситуация. В то же время в вашей стране немного организаций, которые могут выступить субподрядчиками по отдельным видам работ. Например, металлические рамки, которые устанавливаются вдоль дорог, мы обычно закупаем у местных производителей, но такого поставщика в Беларуси нет. Приходится искать выгодные условия в соседних государствах, чтобы и везти недалеко, и цены были приемлемые. В то же время есть вопросы, которые решаются легко. Так, мы обнаружили, что уровень образования в стране очень высок, поэтому сотрудники, которых мы нанимаем для «Kapsch» в Беларуси, очень хорошие специалисты. Сейчас мы активно занимаемся наймом персонала, чтобы успеть провести обучение к моменту запуска системы.

— Тарифы за проезд останутся такими же, как сейчас, или изменятся?

— Тарифы должны остаться прежними, их уровень определяет государство. И все-таки, как свидетельствует опыт «Kapsch», с началом эксплуатации системы может появиться большая группа пользователей, которые попытаются не платить. Это своего рода спорт, состязание с системой. Я практически не сомневаюсь, что очень скоро после запуска системы электронного сбора мы поймаем первого нарушителя. Но поскольку у нас есть система принуждения к выполнению требований, люди быстро поймут, что все это работает. В течение нескольких недель количество нарушений начнет быстро сокращаться. Я прогнозирую, что с самого начала может быть 3—5 % желающих проехать без оплаты, но их долю мы быстро снизим менее чем до 1 %. Это основной для нас показатель — высокая собираемость платежей.

— Ориентировочная стоимость проекта, включая все три этапа, — около 267 млн. евро. Озвучивалось, что срок окупаемости составит 3 года. Это так?

— Если быть точным, то 3 года — это период рефинансирования, а срок окупаемости инвестиций меньше. Попытаюсь объяснить очень просто. Сейчас компания «Kapsch» инвестирует в проект деньги, не получая ничего обратно. И это будет продолжаться до тех пор, пока система электронного сбора не начнет работать. После этого нам начнут поступать определенные отчисления, которые пойдут на содержание предприятия в Беларуси и возмещение потраченных средств. Период возмещения, или рефинансирования, составит 3 года. Это мы говорим о первой стадии проекта. На те средства, которые мы будем получать в первый год в качестве рефинансируемых сумм, начнется реализация следующего этапа проекта. Но пока наша основная задача состоит в том, чтобы с 1 июля 2013 года электронная система сбора платы за проезд начала действовать на дороге М1/Е30 (Брест—Минск—граница РФ) и отдельных участках некоторых других дорог, связывающих Минск с областными центрами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter