Хорош мотор

... но покупатель «не созрел»

... но покупатель «не созрел»

В рамках реализации Государственной программы инновационного развития республики на 2007–2010 годы на Минском моторном заводе сдано в эксплуатацию производство по выпуску шестицилиндровых двигателей тракторных и автомобильных модификаций мощностью от 250 до 350 лошадиных сил уровня «Евро-3» и «Евро-4».

Обошлось без обычных в подобных случаях официальных поздравлений, митинга с торжественным разрезанием ленточки и тем более без бокалов с шампанским. Почему? Ведь это действительно очень большое достижение заводских конструкторов и ученых Белорусского национального технического университета, Объединенного института машиностроения НАН Беларуси и других организаций, вложивших в новинку интересные идеи, а также Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, предоставившего исследователям ценную информацию.

Дело, как выяснилось, в том, что ясности с перспективами новинки пока нет.

— Сложившаяся ситуация – это последствия кризиса, — поясняет главный технолог ММЗ Александр Логинов. – Наши производственные программы очень зависят от спроса на российском рынке – до 40 процентов продукции завода закупают тамошние производители автомобилей, тракторов, комбайнов и другой техники, да еще столько же поступает в Россию и другие страны СНГ в составе белорусской техники. Кризис сильно ударил по потенциальным возможностям покупателей, и многие были вынуждены отказаться от сделанных ранее заявок. В результате объем производства на заводе в 2009 году по сравнению с предшествующим упал более чем на 40 процентов и не восстановился до сих пор. Схожая ситуация, видимо, и у наших партнеров. Не случайно ведь «Росстандарт» на два года – до 1 января 2012-го – отсрочил переход на «Евро-4» и разрешил российским предприятиям производить до этой даты автомобили и трактора с двигателями предыдущего стандарта. Ведь новая, более совершенная техника неизбежно дороже прежней. Например, стоимость наших моторов стандарта «Евро-4» по сравнению с двигателями «Евро-3» больше примерно на 30 процентов.

Что выбирает в этой ситуации производитель конечного продукта? Конечно, более дешевый товар. Например, из почти полсотни российских заказчиков прежнюю заявку на двигатели ММЗ стандарта «Евро-4» на 2011 год подтвердил лишь Нижегородский автомобильный завод. К слову, не отказались от своих прежних намерений и минские автомобилестроители.

И все же, несмотря на парадоксальность ситуации, на Минском моторном заводе завершение всех подготовительных работ к серийному производству новой техники считают большим успехом и серьезной заявкой на будущее. Кризис когда-нибудь обязательно да закончится, уверены здесь. И как только это произойдет, заводчане будут готовы немедленно приступить к выполнению заказов. А не сумеют стремительно уйти со старта и оторваться от конкурентов – эти ниши тут же займут другие производители.

Кроме того, считают заводские специалисты, освоение нового двигателя – это серьезная заявка на возможность пополнения номенклатуры продукции предприятия, что позволит и в перспективе удовлетворять практически любые желания потребителей. Если сегодня с конвейера в Минске сходит 7 моделей дизелей 40 модификаций, то через несколько лет последняя цифра вполне может увеличиться на четверть.

Более того, совсем скоро должны стать актуальными требования нового, более высокого стандарта экологии – «Евро-5». И моторостроители готовятся к этому: в испытательном боксе уже стоит опытный образец очередного «европейца», к серийному выпуску которого в рамках новой инновационной программы планируется приступить через 3–4 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter