Сожители вступают на тропу войны: чем опасны свободные отношения?

Холостой выстрел

В криминальных сводках все чаще появляются сообщения о том, что тяжкие преступления по отношению друг к другу совершают сожители. Да, бесспорно, от подобных трагедий не застрахованы и те супруги, которые долгое время живут рядом в законном браке, ведут совместное хозяйство, растят общих детей. И все-таки, судя по статистике, сожительство — наиболее опасная среда. Почему? В этом попыталась разобраться корреспондент «Р».

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Поджог со всеми вытекающими

…Пожар в деревне Бояры Чашникского района случился поздно вечером. В огне чуть не погибли 44-летняя мать и ее 13-летняя дочь. Сельчане были шокированы, когда узнали: это не случайность, а поджог. Таким чудовищным образом решил поквитаться со своей возлюбленной ее сожитель.

Председатель Иванского сельского Совета Людмила Морозова признается: подобного исхода никто не ждал. Да, 44-летняя Анна (имена изменены по понятным причинам) и 36-летний Виктор были вместе уже около десяти лет. Оба далеко не ангелы. У нее за плечами — лишение родительских прав в отношении четверых детей, все они теперь уже взрослые. Две дочери, кстати, стали гражданками Италии и с матерью не поддерживают никаких отношений. Это не удивительно — особых усилий вернуть трех отобранных дочерей и сына в лоно семьи женщина никогда не предпринимала. Переехала в Бояры из другой местности, здесь ей выделили хороший благоустроенный дом, куда в итоге и прибился Виктор. Теперь председатель сельсовета вспоминает:

— Да, периодически какие-то сложности у сожителей возникали. То он запьет, то она. Но затем взялись за ум, трудились на ферме. На некоторое время он бросал работу — тогда на подворье появилась скотина, строили сарай и баню, ремонтировали дом. Анна была не против, чтобы друг вплотную занялся усадьбой. Чуть позже он устроился на местный винзавод, там о нем отзывались хорошо. А тут мы неожиданно узнали — эта пара расстается. Пытались выяснить причины, помирить, не единожды наведывались в гости. Хозяйка на все вопросы улыбалась, но не отрицала того, что у нее появился кто-то другой. На тот момент сожитель уже вот-вот должен был съехать, вещи были собраны.

А в ночь перед расставанием председателю сельсовета позвонили встревоженные жители Бояр и попросили вызвать пожарных — горит дом Анны. К счастью, матери и дочери удалось спастись самостоятельно. Они и рассказали милиции, что Виктор в ходе ссоры разлил по дому две канистры бензина, со словами «Я вас сейчас сожгу!» чиркнул спичкой и сбежал. Как оказалось, поджигатель затаился в соседней деревне в доме родственников, но примерно через сутки сам позвонил в милицию и сдался.

Из мести к бывшим и не только

Заместитель начальника отдела управления охраны правопорядка и профилактики УВД Витебского облисполкома Дмитрий Зятев
констатирует: одна из характерных особенностей «криминальных сожительств» — солидная разница в возрасте. Что и обостряет без того непростые отношения временно соединившихся под одной крышей людей.  Например, в Бешенковичском районе 66-летний пенсионер приютил в доме 42-летнюю неработающую дамочку, недавно вернувшуюся из ЛТП. Жили за счет его пенсии, но так как у дедушки в Витебске оставалась законная жена, он периодически наведывался в областной центр. Где, кстати, не единожды наказывался за семейные скандалы, так как злоупотреблял спиртным. А пока друг был в отлучке, его сожительница времени даром не теряла. Бурно проводила время, ходила по гостям. Что и стало причиной кровавого конфликта. После совместного застолья на почве ревности пенсионер ударил ее ножом в живот, причинив тяжкие телесные повреждения.

Аналогичная история произошла и в Глубокском районе. Там сельчанка нашла себе возлюбленного помоложе. Разница в возрасте — десять лет. Оба трудились на ферме, накануне получили зарплату. Съездили в райцентр за продуктами и вином. На правах хозяйки подруга «прихватизировала» у благоверного и деньги, и банковскую карточку. А после того как хорошо выпили, мужчина попросил у нее денежку на то, чтобы проведать родителей в Брестской области. Та не дала. И тогда кавалер взял в руки нож. В итоге — тоже тяжкие телесные. Проникающее ранение грудной клетки и повреждение легкого...

В середине ноября Витебск всколыхнула новость о том, что молодая женщина убила отца своих двоих маленьких детей. Как выяснилось, родители малышей разъехались некоторое время назад. А теперь папа пришел в дом бывшей подруги под предлогом проведать детей. У нее в гостях на тот момент был еще один мужчина. Пили. Пока непонятно, из-за чего возник конфликт в этой потенциально «взрывоопасной» компании. Но около трех часов ночи в милицию позвонила сама подозреваемая и призналась: я, мол, убила бывшего сожителя. Колото-резаная рана грудной клетки оказалась смертельной, 25-летний парень умер на месте. Теперь малышей забрали в приют, следствие выясняет все обстоятельства произошедшего.

Собутыльники по жизни

Да, ничто человеческое никому из нас нечуждо. Ревность — в том числе. Но все чувства нужно держать в пределах дозволенного. Быть может, при свободных отношениях делать это труднее, чем при официальном браке?

Психологи таких выводов избегают. Начальник управления судебно-психиатрических экспертиз УГКСЭ по Витебской области Елена Матюшко смотрит на проблему «криминального сожительства» с другой стороны:

— Большинство пар начинают свою жизнь именно с сожительства. И если все идет хорошо, союз в скором времени перерастает в официальный брак. Но если кто-то из партнеров против узаконивания отношений, значит, его что-то в них не устраивает. Так что растянувшиеся на долгие годы свободные отношения — потенциально конфликтная среда. Конечно же, это не касается всесторонне благополучных людей, идущих на это из принципиальных соображений. Почти все фигуранты уголовных дел, которых следственные органы направляют к нам на судебную психолого-психиатрическую экспертизу, — это асоциальные личности. То есть, идя на сожительство, они прежде всего ищут себе собутыльника по жизни. Знакомятся в пьяных компаниях. Бывают и такие факты, когда делятся подругами с друзьями: я, мол, пожил — теперь и ты с ней поживи. Второй момент — у кого-то нет жилья и он пристраивается к собственнику квартиры или дома. То есть заранее зависимые отношения. Так же, как и в случаях, когда молодые, но опустившиеся мужчины или женщины ищут себе спутников среди людей, значительно старше самих себя. Безработные дамы живут на пенсию дедушек-партнеров, иногда вместе со своими детьми, которых по-другому не за что содержать. А 30—40-летние молодцы, зачастую ранее судимые, готовы угождать женщинам пенсионного и предпенсионного возраста за постоянно накрытый стол с едой и выпивку. Так называемое неравноценное партнерство — конфликтов в итоге не избежать. Есть еще одна категория среди наших клиентов — женщины-жертвы. Они подсознательно находят таких мужчин, которые их регулярно колотят. Терпение к физической боли и унижениям вызвано подспудным: «Бьет — значит, любит». Сегодня, мол, обидит, завтра приголубит. Но главное — я не одна. Здесь жертвенность замещает само понятие чувства любви. И до трагедии — один шаг.


Одним словом, в любом случае семейную ситуацию нужно оценивать трезво. И если сожительство с дорогим вам человеком по непонятным причинам затянулось и не переходит на следующий качественный уровень, следует вовремя задуматься о том, насколько эти отношения вам нужны. Чтобы мнимая свобода не превратилась для кого-то из вас в неволю. Психологическую или даже физическую.

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter