Холодный рейс

Перед отправкой в Краснополье с Могилевского автовокзала я заранее настроилась, что поездка комфортной не будет...

Перед отправкой в Краснополье с Могилевского автовокзала я заранее настроилась, что поездка комфортной не будет. С автобусом, следующим по этому маршруту, всякий раз что–то случается: то опоздает с отправлением, то сломается в пути где–нибудь между Чаусами и Чериковом и пассажирам приходится терпеливо ждать, пока за ними прибудет подменный транспорт из Могилева. Те, кто часто ездит этим рейсом, к подобным сюрпризам привыкли и уже даже не возмущаются.


Я не ошиблась. Сначала объявили, что автобус задерживается. К счастью, опоздал он ненадолго. Зато всю дорогу пассажиры — человек восемь — мерзли в холодном салоне. Водитель объяснил, что произошла поломка, поэтому отопление «не тянет». На каждой остановке он пытался устранить неполадку, но успехом эти попытки не увенчались. В Краснополье пассажиры приехали с негнущимися от холода пальцами рук, хоть все поголовно были в варежках и перчатках. Не знаю, как другие, а я с трудом преодолела несколько сотен метров от остановки до местного райисполкома, куда приехала в командировку. Долго не могла отогреться в теплом кабинете, потягивая горячий кофе. А ведь тем же рейсом ехали люди, которым предстояло еще добираться с автовокзала в свои деревни...


Конечно, за доставленные неудобства перед пассажирами никто не извинился. Хотя по социальному стандарту температура в салонах междугородных и туристических автобусов должна быть не ниже 15 градусов при температуре наружного воздуха до минус 25. Почему не соблюдается это требование?


Директор Могилевского автовокзала Сергей Домашевич объяснил, что его сотрудники на ситуацию повлиять никак не могут. Какие автобусы дают автобусные парки — на таких и отправляют пассажиров. Рейс на Краснополье не пользуется особой популярностью. Из 40 с лишним мест в салоне обычно заняты не более 8 — 12. При этом многие выходят на промежуточных станциях, билеты до Краснополья берут человек 5 — 6, не больше. А самые надежные машины отправляют на маршруты, пользующиеся повышенным спросом.


В автобусных парках Могилевщины не скрывают: некоторые машины совсем износились, давно пора списывать. Но денег, чтобы приобрести взамен новые, нет. Вот и латают, как могут, имеющуюся технику. Но ведь она не вечная...


А пассажиру, оплатившему билет, нет никакого дела до проблем тех, кто его обслуживает. Ему за его же деньги требуются комфорт, надежность, четкое выполнение перевозчиками своих обязательств. Только в этом случае клиент останется доволен.


Взять тех же маршрутчиков–нелегалов. В салонах их микроавтобусов всегда тепло, играет музыка, можно посмотреть видео. На остановках подолгу эти машины не задерживаются. Вот и выбирают иногда пассажиры именно их, лишая заработка автобусные парки и автовокзалы.


Никто не спорит, «серые» коммерсанты работают куда в более выигрышных условиях. Не платят налогов, не раскошеливаются на зарплаты водителей, диспетчеров, контролеров. Все вырученные деньги — в собственный карман. А потом их можно смело пускать на развитие своего незаконного бизнеса.


Однако официальным перевозчикам давно пора бороться с конкурентами не словом, а делом. Не пользуется маршрут повышенным спросом — значит, не стоит гнать в рейс большой автобус. Маленький обойдется куда дешевле. И, конечно же, как бы ни было трудно, за техническим состоянием своих машин следить необходимо.


Ведь потребитель транспортных да и других услуг сегодня не тот, который был 10 — 15 лет назад. Сейчас недостаточно просто перевозить, одевать или кормить людей чем придется. В условиях конкуренции — пусть не всегда добросовестной — мы уже можем выбирать, с кем ехать, в какое кафе идти на обед и у кого приобретать модные вещи. И с этим пора бы считаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter