Холодное лето в Берлине

Исполнилось 50 лет с начала волнений в ГДР, вошедших в историю под названием "Берлинский кризис".
Исполнилось 50 лет с начала волнений в ГДР, вошедших в историю под названием "Берлинский кризис".

Мало кто знает, что именно тогда, далеким летом 1953 года, могло произойти крушение всего социалистического лагеря. События 17 июня в ГДР были оттеснены в общественном сознании ключевыми датами немецкой истории после Второй мировой войны - возведением Берлинской стены в 1961-м и ее разрушением 9 ноября 1989 года. Восстание 17 июня 1953 года оказалось в тени. А ведь именно оно стало предвестником будущего объединения Германии.

Многие факты, имена, документы, касающиеся событий июня 1953 года в Восточной Германии, стали известны лишь недавно.

Масштабы события

С 16 по 21 июня 1953 года демонстрации и забастовки охватили почти 700 из 5.585 населенных пунктов ГДР. 17 - 18 июня советская военная администрация установила комендантский час в 167 из 217 районов оккупации. В общей сложности в восстании принимало участие более миллиона человек.

То, что началось как волнения рабочих, за несколько часов превратилось в народное восстание с явными признаками революции. Эту революцию удалось подавить лишь с помощью советских танков. Так пишут сегодня немецкие средства массовой информации.

Наш человек

Примечательно, что во время подготовки этого материала к публикации в редакцию "СБ" пришло письмо от жителя Бобруйска, подполковника в отставке Александра Ивановича Кулакова. Он участвовал в берлинских событиях в качестве "оккупанта", портрет которого после падения Берлинской стены рисовался исключительно черными красками. А между тем та, советская, оккупация в Германии ничем не отличается от нынешней практики союзников в Ираке. Пока в мире есть центры силы - будут и сферы их влияния, контроль над которыми осуществляется с помощью военных. Как видим, за 50 лет в мировой политике в этом смысле ничего не изменилось, кроме адресов: раньше оккупационные зоны были в Восточной Европе, сегодня - просто на Востоке. Подполковник Кулаков рассказывает в своем письме о фактах живой истории. Они не противоречат хрестоматийным сюжетам о борьбе немецкого народа за свое единство, но все же добавляют к ним элементы диалектики...

Наш автор вспоминает, как против советских войск в Германии вели разведку многочисленные западные спецслужбы, в том числе и агенты разведывательной службы ФРГ.

Так вот, эта организация осуществляла активную пропаганду среди советских военнослужащих. На всех полигонах разбрасывались листовки-пропуска с обращениями к солдатам и офицерам переходить на Запад с указанием точных маршрутов перехода и адресов, по которым следовало обращаться. Но за пять лет службы в ГДР, пишет Александр Иванович, он ни разу не слышал, чтобы кто-то дезертировал.

Большая "воспитательная" работа проводилась и с населением Восточной Германии. Жителей страны призывали открыто выступить против своего правительства.

17 июня 1953 года молодого лейтенанта Кулакова вызвал к себе командир полка и приказал срочно убыть в Лейпциг. Выходя из штаба, он увидел зенитчиков, выводящих машины из боксов и разбирающих ящики с патронами. По дороге на вокзал группу Александра Ивановича обогнали 10 машин пулеметчиков.

В письме в редакцию он подробно рассказывает обо всем увиденном в тот день. Привокзальная площадь Лейпцига оказалась битком набитой людьми. Перед входом на вокзал остановились три танка Т-34. Над людским морем то там, то тут стали подниматься агитаторы, призывавшие немцев выступить против соцстроя. Советские патрули, пробиваясь сквозь плотную массу, вылавливали смутьянов и отводили в помещение на перроне. В это время к вокзалу из центра города потянулась еще одна громадная толпа. Навстречу ей медленно двинулись танки. Толпу удалось рассеять.

Заметьте, что в воспоминаниях Александра Ивановича не упоминаются жестокие подавления, кровавые расправы над демонстрантами и тому подобные ужасы. Тем не менее жертвы были. В Берлине погибли 29 человек. Однако "большой крови" удалось избежать благодаря четким действиям Советской Армии. Даже американская разведка, докладывая в сентябре 1953 года государственному департаменту США о тех событиях, выражала глубокое удивление "чрезвычайно высокой дисциплиной, самообладанием и выдержкой", проявленными во время ликвидации кризиса советскими солдатами.

Другое дело, что стремление немецкого народа к воссоединению в конце концов взяло верх. Да вряд ли иначе и могло быть. Историческая правда оказалась на стороне тех, кто считал, что немцам нужна не разделенная на враждующие лагеря, а прежде всего мирная и объединенная Германия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter