Народная газета

Холод внутри

Учимся реанимировать автопечку подручными средствами

Обычно для нагрева салона среднестатистического автомобиля до комфортной температуры достаточно запустить двигатель и подождать 5—10 минут. Охлаждающая жидкость нагревается и, проходя через радиатор печки, подогревает забираемый от него воздух. Но бывает, что заслонки на воздуховодах открыты, настройки системы накручены на “ташкент”, а в салон поступает едва теплый или вообще холодный воздух. Причина одна — вышла из строя сама печка. Что делать?


Разумеется, проще всего обратиться к профессионалам на какую-нибудь станцию технического обслуживания. Сердито? Да. Дешево? Никогда! Само устройство стоит относительно не дорого, однако его замена влетает в копеечку. Дело в том, что для переустановки радиатора печки чаще всего приходится разбирать едва ли не половину салона, а уж демонтировать приборную панель потребуется наверняка.

К тому же мастера, как правило, берутся за выполнение такой работы неохотно по ряду причин. Во-первых, это достаточно долгий процесс, который растягивается на часы.

Во-вторых, велика вероятность последующих претензий от заказчика к качеству работы. Ведь демонтаж огромного множества пластиковых деталей панели не проходит бесследно. Часто появляются незначительные, но от этого не менее раздражающие люфты, заводятся противные скрипучие “сверчки”.

Да и без мелких царапин обойтись не так просто.

Вот поэтому вместо полной замены радиатора печки часто предпринимаются попытки реанимации предустановленной.

В чем причина отказа штатного салонного обогревателя? Мы не будем рассматривать случаи, когда его замена однозначно необходима (например, пробой радиатора, выход из строя электронных систем), а остановимся на самой распространенной причине.

Охлаждающая жидкость попадает в радиатор по очень узким каналам. Со временем они плотно забиваются накипью, мелкими частицами ржавого металла, осадком от применяемых присадок и так далее.

Для восстановления печки нужно каким-то образом эти каналы очистить от “пробок”.

О методах наименее болезненного вмешательства в работу печки рассказывает работник станции техобслуживания “Спецавтотранс” Андрей Смоляк.

На современном рынке автохимии есть целый ряд специальных средств, которые предназначены для прочистки системы охлаждения. Однако пользоваться ими мастер не рекомендует:

— У нас стоит задача промыть только радиатор печки. Залив же присадку, мы будем гонять ее по всей системе охлаждения двигателя. В очищающей жидкости содержатся очень агрессивные реагенты, которые на самом деле буквально вылизывают до блеска внутренние поверхности радиаторов, патрубков и так далее. Вроде бы именно то, что нам и нужно, но как бы не так! На практике скопившаяся годами, а теперь отмытая грязь начинает циркулировать по всей системе и приводит к еще более жестким засорам, в том числе и радиатора печки.

Вне зависимости от года выпуска и марки автомобиля система подачи нагретой “охлаждайки” в радиатор печки стандартная. Две трубки от печки выходят в подкапотное пространство. В одну из них через патрубок жидкость закачивается, через вторую “убегает” обратно в общую систему охлаждения, поясняет Андрей Смоляк:

— Снимаем оба патрубка. При этом из системы вытечет не вся жидкость, а лишь та, что находится в радиаторе печки.

Существуют два способа продувки — сжатым воздухом или какой-либо жидкостью под давлением.

В первом случае на одну из трубок радиатора надевается шланг, который подключается к системе подачи воздуха. Например к компрессору.

— Давление воздуха нужно повышать постепенно, чтобы случайно не раздуть и не повредить радиатор, — предупреждает мастер. — Продув радиатор, надо обязательно пустить воздух “в обратку” — присоединить шланг к другой трубке. Процедуру необходимо повторять несколько раз. Важно следить за тем, чтобы из радиатора вылетала грязь. Ведь именно она является причиной “охлаждения” печки.

Впрочем, воздух для восстановления радиатора не панацея, а, скорее, временное решение. Как показывает практика, через несколько месяцев печка вновь выходит из строя.

Наиболее эффективный способ — промывка системы. Способов при этом несколько.

— В гараже можно использовать самое примитивное приспособление, состоящее из двух пластиковых бутылок объемом 2 литра. Этот метод мне довелось подсмотреть еще у отца, — рассказывает Андрей. — К обеим бутылкам присоединяются шланги. Те в свою очередь натягиваются на трубки радиатора. Одна из емкостей предварительно сжимается, чтобы выпустить весь воздух. В другую наливается промывающая жидкость. Действуя бутылками, как клизмами, мы гоняем воду взад-вперед по радиатору, постепенно вымывая грязь.



Второй способ промывки более технологичный, но и более эффективный. На трубках радиатора фиксируются два длинных шланга. Конец одного присоединяется к насосу, например, известному всем дачникам “Ручейку”. Насос опускается в ведро с водой, туда же выводится и конец второго шланга. Остается включить насос.

— Насос начинает выкачивать воду из ведра и гнать через радиатор обратно. Кстати, к системе можно присоединить и какой-нибудь фильтр. Время от времени воду требуется направлять в обратную сторону.

Важно знать, что не всякую воду можно использовать для реанимации печки. Лучше применять дистиллированную, в которой отсутствуют растворенные соли. Для большего эффекта жидкость нужно нагреть вплоть до кипения. По мере прокачки насосом в ведро постепенно подливаем новую порцию кипящей воды. Можно также попросту бросить в ведро бытовой кипятильник-спираль.

Кроме того, в жидкости можно растворить какой-нибудь устраняющий накипь реагент. Например, такие народные средства, как столовый уксус, лимонная кислота или даже жидкие кухонные чистящие средства.

— В принципе, локальную промывку можно делать и автохимией, продаваемой на рынке. Причем, закачав ее в радиатор отопителя, стоит подождать хотя бы пару часов. Однако завершать “полоскание” все равно нужно чистой водой, — говорит мастер. — В итоге мы вычистим из печки всю грязь и химию и в дальнейшем в общую систему не попадут нежелательные элементы.

И напоследок. После процедуры промывки радиатора, когда печка вновь начала радовать потоком горячего воздуха, за работой системы нужно тщательно следить на протяжении нескольких дней. Особенно это касается старых машин. Иногда радиатор отопителя “сыпется” от старости, в нем образуются микротрещины, которые закупориваются скопившейся грязью. Стоит только ее удалить, и печка начинает “плакать”. Здесь уже без замены радиатора не обойтись. Но, как говорится, попытка — не пытка.

— Как контролировать течь радиатора? Все очень просто. Фиксируйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, — советует Андрей Смоляк. — Если он постепенно понижается, значит, где-то утечка. Главный симптом протекания печки — скопление жидкости под передними салонными ковриками, особенно страдает пассажирский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?