Холера ясная

У жительницы Жодино, недавно вернувшейся из Индии, обнаружена холера...

У жительницы Жодино, недавно вернувшейся из Индии, обнаружена холера. События развивались молниеносно: ночью в минской гостинице ей стало плохо. Правда, симптомы больше указывали на банальное отравление: рвота, понос и невыносимая слабость... Неутешительный диагноз поставили врачи скорой помощи. Уже через некоторое время по улицам города мчалась «скорая» с мигалками, а эпидемиологические службы объявили «тревогу»...


Не пугайтесь — никакой опасности нет. Больная оказалась мнимой. На днях в Минске прошли ежегодные противоэпидемические учения, на которых побывали и корреспонденты «СБ».


Медики решили на практике отточить полученные давным–давно навыки. Как определить опасную болезнь и как вести себя в подобной ситуации? Как раз недавно в российских сводках появились две сухие строчки, которые заставили насторожиться и наши санитарные службы: «7 июня у двух пассажиров, прилетевших рейсом Дели — Москва, обнаружена холера». «Диагноз холера поставлен стюардессе «Аэрофлота». А вдруг зараза, тьфу–тьфу, попадет в Беларусь?


Отправляемся в гостиницу «Алмаз», расположенную недалеко от станции метро «Могилевская». Там у постели мнимой больной, а на самом деле врача центра гигиены и эпидемиологии Заводского района (организаторов мероприятия) Елены Голубевой, собрались эпидемиологи из всех районов города. Этакое «всевидящее око», которое внимательно проследит за работой всех задействованных служб и поставит объективную оценку. Вмешиваться в процесс они не имеют права. Правда, это не мешает специалистам перешептываться и делать пометки в блокноте. Для них это хороший способ еще раз проиграть ситуацию.


Администратор набирает 103. Через минут семь приезжает обычная линейная бригада. Сразу оговорюсь: врач Татьяна Лапутько и фельдшер Юлия Баринова поняли, что принимают участие в учениях, лишь когда переступили порог гостиничного номера. Задача не из легких: нужно поставить правильный и очень редкий для нашей страны диагноз.


Первые вопросы: что болит, что ели, что пили, когда и откуда приехали в Минск?.. Елена Голубева хоть и описывает свои симптомы в мельчайших подробностях, но все же больше мне напоминает не врача, а обычную пациентку, которой тяжело говорить. Ни одной подсказки. Только ответы на поставленные вопросы. Впрочем, это не мешает опытному медику скорой помощи выяснить у Елены, что она месяц была в командировке в Индии, самолетом добралась до Москвы, а оттуда поездом — в Минск. Слово «Индия» заставляет врачей насторожиться. Они тут же надевают маски, понимая, что, скорее всего, столкнулись не с банальной кишечной инфекцией. Резко ухудшающееся состояние, постоянная рвота, полное отсутствие сил только усиливают догадку. Кажется, что диагноз холера врачам уже ясен, но сообщать его пациентке они не спешат — не имеют права. Зато своими подозрениями медики делятся со старшим врачом. Пациентку срочно нужно везти в инфекционную больницу. Вызывать специализированную бригаду времени уже нет. С каждой минутой девушке становится все хуже и хуже. Вот холера!


Так–так–так... Что там гласят инструкции? Ага, во–первых, нужно предупредить персонал гостиницы. Они за считанные мгновения обязаны перекрыть все выходы. Во–вторых, вызвать дезинфекционную бригаду, которая обезвредит помещение и заберет на обработку постельное белье, подушки, одеяла, шторы, даже ковер! В это время машина скорой помощи уже мчится на улицу Кропоткина, где расположена инфекционная больница. Там уже объявлена «готовность номер 1». «Скорую» пропускают непосредственно к боксу, который успели подготовить для пациентки Голубевой. Доктор Александр Хуртин проводит повторный опрос, берет пробы крови. Впрочем, описывать все дальнейшие действия медиков, наверное, не имеет смысла. В механизме лечения разберутся только профессионалы. Для меня медицинские термины звучали, как иностранный язык. Из разговоров инфекционистов я понял только одно: главное — восполнить потерю жидкости в организме.


— Никогда не забуду одного индуса, который 15 лет назад завез холеру в нашу страну, — припоминает главный врач городской инфекционной больницы Николай Юровский. — Всего мы перелили ему 70 литров жидкости. Двенадцать — только в первый день. Тогда в больницу попали пять человек.


Как долго продлится лечение? Врачи уточнили: минимум несколько недель. Вылечить от холеры не так уж сложно. Гораздо труднее предотвратить ее распространение. Эпидемиологи привели простой пример: образно говоря, стоит только больному плюнуть в раковину, чтобы бактерия попала в водопровод.


Как предотвратить распространение заразы? Медики обязательно проверят всех, кто контактировал с «заболевшей» Голубевой. Это пассажиры и обслуживающий персонал рейса Дели — Москва и поезда Москва — Минск, сотрудники и постояльцы гостиницы «Алмаз», врачи, приехавшие на вызов... Первые списки мне показали уже в машине «скорой», с мигалками мчавшейся к инфекционной больнице. Что ж, оперативно!


Опасаться эпидемии холеры в нашей стране, пожалуй, не стоит. И все же медики начеку. Мало ли что.

 

Компетентно

 

Наталья Минина, заведующая отделением особо опасных инфекций Минского городского центра гигиены и эпидемиологии:


— Для нашей страны холера большой опасности не представляет, но угроза завоза инфекции все же существует. За последние десять лет в мире зарегистрировано 1 миллион 543 тысячи больных. Хотя считаю, что эта цифра намного больше. Основные очаги — Индия, Бангладеш, Афганистан, Филиппины, многие африканские страны. В этом году вспышки инфекции зарегистрированы в 13 странах Азии и Африки. Уже оттуда ее привозят в другие страны. Болезнь распространяется быстро, тихо и незаметно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter