Холдинг — это не формальность

Интервью с директором Борисовского комбината хлебопродуктов

УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Минс­коблхлебопродукт» — одно из самых крупных предприятий в системе Департамента по хлебопродуктам и практически единственный производитель макаронных изделий в Беларуси. Кроме того, УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» представляет собой объединение, аналогов которому, пожалуй, нет в республике. В его структуру входят непосредственно комбинат хлебопродуктов, филиал «Боримак» по производству макаронных изделий, три сельскохозяйственных предприятия, а также оно является учредителем трех закрытых акционерных обществ, специализирующихся на производстве свинины. Количество наименований выпускаемой предприятием продукции превышает полсотни: мука пшеничная, ржаная, из зерна тритикале, полуфабрикаты, крупы и макароны, мясные и колбасные изделия высокого качества, комбикорма и многое другое. Может создаться впечатление, что таким столпам отечественного агропромышленного комплекса никакие экономические шторма не страшны. Так ли это на самом деле, рассказал «Р» директор УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт» Виктор АСКЕРКО (на снимке).

— Виктор Витальевич, как на работе предприятия отразился прошлый, не самый благоприятный для производителей год?

— Без определенных трудностей, разумеется, не обошлось, но я не хочу жаловаться. Продукция нашего предприятия осталась востребованной, о чем свидетельствует рост производства. Так, темп роста за 2009 год составил 145,6 % при доведенном Департаментом по хлебопродуктам прогнозном показателе 136 %. Выпуск потребительских товаров — 177,6 % при прогнозном показателе 149 %. Задание по производству комбикормов выполнено на 107,6 %, по выпуску импортозамещающей продукции (макаронные изделия) — на 100 % (темп роста к уровню 2008 года 117,9 %).

Объем экспорта товаров составил 2,1 млн. долларов, что на 6,2 % выше доведенного здания. Импорт сырья не превысил 6,5 млн. долларов против 6,99 млн. в 2008 году. Темп роста к уровню прошлого года составил 92,6 % при установленном задании в 116 %.

Прогнозный показатель по рентабельности реализованной продукции в размере 5,5 % выполнен. Фактический уровень составил 6 %.

Имея столь высокое выполнение прогнозных показателей в 2009 году, предприятие продолжило в течение первого полугодия 2010 года наращивать имеющиеся показатели. Так, по результатам шести месяцев т.г. темп роста производства к уровню прошлого года составил 106 %, выпуск потребительских товаров – 107,8 %, производство импортозамещающей продукции — 128,9 %.

Что касается работы наших свиноводческих комплексов, должен отметить, что поголовье за 2009 год по сравнению с предыдущим возросло на 2,6 тыс. голов (с 80,7 до 83,3 тыс. голов) и на 1,8 тыс. голов за 1-е полугодие 2010 года.

Так что, как видите, влиянию мирового экономического кризиса наш комбинат сумел противостоять.

— Как вам удается оставаться конкурентоспособными, ведь далеко не все признанные бренды могут сегодня удержаться на плаву?

— В 2009 году нам удалось не только сохранить рынки сбыта, но и увеличить объемы и расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Качество — главный фактор, определяющий конкурентоспособность. Одно из условий создания достойного продукта — разработка и внедрение системы менеджмента качества. Наличие на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009, системы управления окружающей средой СТБ ИСО 14001-2005 повышает авторитет нашего предприятия.

Для управления опасными факторами и рисками на всех этапах производства, которые могли бы повлиять на качество и безопасность выпускаемой продукции, разрабатывается система НАССР в соответствии с требованиями СТБ 1470-2004.

Планируется внедрение системы управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009.

Мы активно стремимся зарекомендовать себя как на внутреннем рынке, так и за рубежом, а потому наравне с уже известными видами продукции предлагаем новые. Участвуем в выставках, ярмарках, дегустациях, акциях, а индивидуальный подход к каждому потребителю помогает сохранить стабильных партнеров.

География экспортных поставок разнообразна. В 2009 году предприятие сотрудничало как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья (Германия). Основная продукция, поставляемая на экспорт, — мука ржаная обдирная, макаронные изделия, маслосемена рапса. В конце 2009 года, кроме традиционной экспортной продукции, производилась поставка сыра. В 2010 году основным потребителем нашей продукции на внешнем рынке, а это мука ржаная обдирная, макаронные изделия торговой марки «Пастораль», является Россия.

— Вы делаете акцент на выпуске новых видов продукции. Чем собираетесь порадовать потребителей в ближайшей перспективе?

— Недавно мы начали выпускать хлопья зародышевые из зерна продовольственной пшеницы. А они, как известно, высокоэффективный источник природных сбалансированных активных веществ и натуральных витаминов. Получен новый вид продукции — пшеничная крупчатка МК-28. Она уникальна, внесена в республиканский стандарт (СТБ 1666-2006) и предназначена для выпуска в филиале «Боримак» макаронных изделий группы Б. Хочу отметить, что из отечественного сырья (мягкой пшеницы) макаронные изделия группы Б ранее в Беларуси не производились. В ближайшее время они появятся на рынке всех регионов страны.

Одно из перспективных направлений в работе — расширение выпуска пищевых концентратов. Этот вид продукции (полуфабрикаты мучных изделий) удобен для потребителя. Ведь рецепты приготовления из них готовых блюд предельно просты, что очень актуально при нашем стремительном ритме жизни.

— Вы разработали план предложений для отраслевой программы развития на 2011—2015 годы. На что в ней сделан упор?

— В настоящее время у нас значительно увеличилась потребность в зерне. Это связано с увеличением объемов производства мукомольно-крупяной продукции и ростом выпуска кормов для обеспечения своих сельскохозяйственных подразделений. Собственных емкостей для размещения зерна недостаточно, и поэтому в последние годы приходится размещать свое зерно на хлебоприемных пунктах, в хранилищах и на элеваторах по всей республике, а это дополнительные затраты. Поэтому строительство элеваторного комплекса со складским терминалом емкостью 25 тысяч тонн снимет эту проблему и позволит нам снизить себестоимость производимой продукции.

Мы также намерены заменить технически и морально устаревшее оборудование комбикормового производства, реконструировать его и модернизировать. Для этих целей потребуется свыше 16 млрд. рублей.

— Ваш комбинат считается крупнейшим объединением в отрасли. Не возникла ли идея создать холдинг?

— С точки зрения эффективности управления холдинги, объединяющие разрозненные компании в единую структуру, весьма удобны. Они увеличивают прибыли компаний, снижают издержки, расширяют финансовые возможности для внедрения коммерческих проектов, диверсифицируют риски и т.д. Поэтому холдинги столь популярны за рубежом. Но здесь важна не формальная сторона объединения, а практический результат в экономике всех предприятий.

Указ Президента от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» стал лишь первым шагом к установлению правового регулирования создания и функционирования холдингов в нашей стране. Однако на данном этапе в рамках действующего законодательства практические, процессуальные вопросы регулирования деятельности холдингов различных отраслей не отработаны. Так, например, возникает ряд вопросов, связанных с порядком ведения в холдинге консолидированного учета и отчетности, налогообложения. В Налоговом кодексе понятие «холдинг» не упоминается, а налоговые вопросы его деятельности не попали в сферу действия Указа № 660.

Все это делает создание у нас холдингов куда менее эффективным, чем кажется на первый взгляд.

На данном этапе развития перед нами стоит более актуальный вопрос — о выделении нашего предприятия из состава ОАО «Минскоблхлебопродукт» как самостоятельного юридического лица. Ведь, несмотря на значительную организационную структуру, УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт» — единственный в Минской области, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения.

А создание холдинга — это возможность эффективно использовать имущество и финансы, что позволит нам направить полученную прибыль на инвестиционные цели, поиск новых рынков сбыта и т.д.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter