Ход слоном

О ситуации в США

Партия Барака Обамы ожидаемо проиграла республиканцам на выборах в нижнюю палату парламента. По предварительным данным, демократы получат 198 мест в палате представителей, а их оппоненты — 237. Поскольку именно этот орган законодательной власти распоряжается американской казной, то, можно предположить, что у Белого дома возникнут проблемы с проведением обещанных реформ — экономики, здравоохранения и т.д., — а за выполнение взятых на себя обязательств Обаме придется отчитываться на следующих президентских выборах. Утешением для Демократической партии может служить то, что она сохранила минимальное большинство в сенате (он тоже частично переизбирался). Это значит, что внешняя политика страны не изменится, ее в США, как известно, определяет президент, но все международные договоры заключаются «по совету и с согласия» сената.


Американские избиратели ничем особым не отличаются от избирателей в других странах. Их, как, наверное, и всех, в первую очередь волнует состояние собственного кошелька и как оно может измениться после выборов. Политиков измеряют именно этим мерилом. Опросы общественного мнения за океаном показывают, что большинство американцев разочарованы тем, как администрация Обамы справляется с рецессией. Это отразилось на итогах голосования.


Белый дом потратил 800 миллиардов долларов на стимулирование экономики. Многие экономисты считают, что именно благодаря этому стране удалось избежать повторения депрессии 30–х годов. Однако для реализации своего бизнес–плана Обаме пришлось залезть в долг, и без того немаленькая государственная задолженность разрослась при нем до каких–то совсем немыслимых размеров — 13 триллионов долларов. Монетный двор в Америке сегодня работает в три смены, но печатанием новых купюр невозможно полностью наполнить бюджет, следовательно, основная нагрузка ляжет на налогоплательщиков. Кому такое понравится?


Ну и, пожалуй, главная проблема нынешней администрации — это невиданная для Штатов безработица в 10 процентов. Тут ему просто нечем крыть.


Ситуация, когда на следующих за президентскими парламентских выборах настроение избирателей кардинальным образом меняется, вовсе не редкость для США. Американская система государственного управления достаточно зрелая, чтобы при этом не наступал коллапс в управлении страной. Так, Клинтон и Джордж Буш в конце своего президентского срока работали в ситуации, когда весь Капитолийский холм — обе палаты — был оккупирован оппозицией.


Поэтому заранее хоронить шансы Обамы на переизбрание президентом никто сегодня не станет. Его позиции по–прежнему довольно сильны, тем более что республиканский лагерь не выглядит монолитом, который невозможно разбить. «Слоны» (это большое и сильное животное является символом Республиканской партии) переживают период разобщенности, когда «старой гвардии» противостоят молодые амбициозные лидеры вроде Сары Пэйлин, объединившиеся в «чайную» партию. Некоторые политологи полагают, что у этих новых республиканцев слишком радикальные взгляды, чтобы они смогли победить Обаму в очной схватке.


Но оказывать влияние на американскую политику они будут, в том числе и на внешнюю.


«На международной арене у Обамы, награжденного в самом начале своего пребывания на посту президента Нобелевской премией мира, тоже существует немало проблем, — говорит эксперт фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии, и международной энергетической политики Ариэль Коэн. — Несмотря на то что в Афганистан дополнительно отправлено 30 тысяч военнослужащих, новая стратегия борьбы с талибами только начинает приносить результаты, например, после успешного наступления в Кандагаре. Потери американских войск растут, а европейские союзники объявляют о выводе войск или отказываются увеличивать свои контингенты. В Ираке остаются 50 тысяч военнослужащих США, там вновь начинает поднимать голову «Аль–Каида», ситуация в стране нестабильна, а Иран завоевывает позиции регионального лидера, все больше влияя на политиков в Ираке. Несмотря на усилия администрации, нет прогресса и в израильско–палестинском диалоге. В отношениях с Китаем часто возникают трения...»


Для Европы президентство Обамы может вообще стать поворотным моментом. Те, кто утверждает, что Соединенные Штаты больше не являются великой мировой державой, кажется, все–таки предвосхищают события. Вашингтон по–прежнему оказывает сильное влияние на европейские столицы. Однако интерес к европейским делам у американцев действительно поубавился. Это вынуждает Евросоюз, который привык находиться под зонтиком НАТО, брать на себя большую ответственность в сфере безопасности. Не случайно Франция и Великобритания сближают свои ядерные арсеналы, Германия активно вовлекает Россию в создание общеевропейской ПРО. Происходит, так сказать, эмансипация Европы. Готова ли она быть отдельным центром силы — это еще вопрос, но то, что все больше вопросов европейской политики решаются здесь, наверное, следует признать положительным моментом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter