Ход конем. Это сельскохозяйственное предприятие имеет хорошую технику, но работают здесь не только железные кони.

СПК “Крутогорье-Петковичи” — один из крупнейших в Дзержинском районе. 5906 тысяч га сельхозугодий, 4300 га — пашни, 5300 голов крупного рогатого скота (дойное стадо 1450 голов), 19 200 свиней. За девять месяцев этого года предприятием произведено сельхозпродукции на 24,6 миллиарда рублей, рентабельность составила 34 процента. И работают здесь люди на совесть.

Но есть проблема. Председатель сельхозкооператива Леонид Чижик рассказал, что сегодня в хозяйство приходит очень серьезная техника, не каждый может на ней работать. Доверь необученному агрегат с навигационным оборудованием — выведет из строя, ремонт влетит в копеечку.
“Меня всегда коробит, когда люди пренебрежительно говорят — “как в колхозе”. В сельском хозяйстве все должно быть по высшему разряду: и техника, и кадры. Сегодня тракториста величают агронавтом. Это же звучит! Да вот беда: многие не хотят ни учиться, ни работать”, — говорит Леонид Иосифович.
— Но если их не поставишь на высокотехнологичную технику, может, к лошадям определить, их ведь у вас немало? — спрашиваю у председателя.
— Лошадь надо любить, знать, как ухаживать за ней, хоть в колхозе, хоть в своем хозяйстве.
Какой-то пессимистический разговор получается... Но ведь это правда:   сельчанин нынче совсем другой.
В этом хозяйстве 23 деревни. Когда-то в каждой было по 50 коров и коней. Сейчас на все дворы — 50. Кооператив предлагает брать коров в рассрочку. Два с половиной миллиона на год-два. Желающих мало, а на лошадей спрос еще меньше. В этом году купили только пять человек.
А кони в Петковичах знатные: более 100 голов породы русский тяжеловоз — этакие махины по 800 килограммов. В хозяйстве их выращивают более 30 лет. Когда-то работа велась очень активно, а сейчас, как говорит председатель, лошади — это хобби. Обихаживать их становится все труднее. Нет хороших подков, сбруи, тяжело идет продажа, на мясо сдавать невыгодно.
Заходим с Андреем Яковлевым, главным экономистом хозяйства, на мехдвор. Открываем зеленую дверь с прибитой на ней кованой подковой. И встречаем хозяина кузницы — Михаила Аляшевича. Михаил Францевич, в прошлом тракторист и каменщик, вот уже 14 лет занимается горячим делом. Вопреки представлениям не богатырь, но  и с 10-килограммовым молотом управляется легко. Он может сделать все, в том числе и подковы. Интересуемся, сколько времени нужно, чтобы изготовить подкову. Сама обувка для лошадки плюс гвозди, а еще подгонка — на все идет день. Но зато изделия получаются на славу и служат дольше, чем покупные.
А сбрую для тяжеловозов делает шорник Анатолий Янситов, он более десяти лет отдал своему делу.
Сегодня на лошадях обрабатывают огороды, подвозят солому, сено на фермы. На спаренной телеге, которую здесь называют электричка, можно за раз перевезти до трех тонн груза.
Таких табунов, как в этом хозяйстве, на Минщине немного, да и в стране тоже. Уход за лошадьми — дело довольно трудоемкое: корове на зиму требуется три тонны сена, а лошади — пять. Много и других проблем. Словом, для развития коневодства нужна государственная программа. Но не только. “Многое зависит от сельчан, — сказал Андрей Яковлев. — Если они вернут лошадей на свои подворья, то проблема во многом будет решена”.
С этим трудно не согласиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter