Это не шутки – опасные маршрутки. В Витебске пассажирка на ходу выпала из общественного транспорта

Ход колесом

Что позволит сделать маршрутки безопасным видом транспорта

Садясь в автобус, никак не думаешь очнуться в больнице. Елене Трофимовой (имена и фамилии изменены) не повезло. Поездка обернулась для нее серьезными травмами, заживавшими не один месяц.

Фото Елены Бегуновой

Дорога в реанимацию

В погожий летний день 21-летняя витеблянка ждала маршрутку на остановке «Площадь Свободы». Собиралась ехать по улице Ленина на Московский проспект, делится подробностями Наталья Морговцова, старший помощник прокурора прокуратуры Витебска:

— Подошел нужный Mercedes-Benz под номером 88, но девушка не успела устроиться на сиденье, как выпала на проезжую часть. Зацепилась сумкой за дверь и громко сказала об этом водителю, Сергею Смирнову. Последний, по его словам, ничего не услышал и резко тронулся с места, не успев закрыть автоматическую дверь. 

Последствия печальны. Пассажирка на ходу вылетела из салона на дорогу. Последнее, что она помнит, — страшная боль. От пережитого жительница Витебска потеряла сознание. Дальше — пустота, а потом — лица медиков. В материалах дела указано, что она попала под правое заднее колесо маршрутки, продолжает собеседница:

— В реанимацию ее доставили с переломами ребер, травмами позвоночника и органов брюшной полости. Бывший за рулем 60-летний водитель сперва лишь частично признал вину. Согласился с тем, что начал движение с открытой дверью салона. Но утверждал, что сам момент посадки не видел, — следил за дорожной обстановкой. А затем перестроился. Автомобиль остановил сразу после того, как остальные пассажиры закричали…

Обвиняемый оправдывался перед судом, мол, Елена получила травмы не под его Mercedes-Benz, а под колесами другой маршрутки. Свидетели случившегося, как и камеры видео­наблюдения, опровергли эту версию. Водитель соседней маршрутки указал, что наехать на 21-летнюю витеблянку никак не мог: в момент падения его транспорт стоял на остановке. За свою невнимательность, стоившую другому человеку здоровья, Сергей Смирнов предстал перед судом. Водитель ответил по статье 317 Уголовного кодекса Беларуси, за нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения. Наказание — ограничение свободы сроком на три года без направления в исправительное учреждение открытого типа. Кроме этого, мужчина на 5 лет лишен права управлять любыми транспортными средствами. Приговор вступил в законную силу. 

Обратная сторона билета

Какие чаще всего претензии у пассажиров к транспортникам? Ответ знает Константин Рой, заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области

За последнюю пятилетку в регионе не установлено таких грубых нарушений, как, например, перевозка без тех­осмотра. За 5 месяцев 2020 года работники филиала Транспортной инспекции проверили более 300 автобусов. Зафиксировано два случая эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями. В первом речь идет о сквозном отверстии на кузове из-за мелкого ДТП, во втором — о разбитом заднем стекле, замененном на пленку. Да, это не проблемы с рулевым управлением или тормозами, но выезд на дорогу все равно под запретом. 

Гораздо больше вопросов к самой работе маршруток. За пять месяцев установлено свыше 100 нарушений законодательства в области транспортной деятельности, приводит статистику Константин Владимирович:

— Это безбилетный провоз, отклонения от маршрута движения и режима труда и отдыха водителей, выполнение перевозок без договора…

Больше всего нарушений, 18, — это перевозка людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой автобуса. Нынешняя эпидобстановка внесла коррективы, в том числе и в пассажиропоток. Раньше история была другой. Вспомним «рекорды» прошлого дачного сезона. Например, в рейсах на поселки Октябрьская и Орлово находились маршрутчики, набивавшие салон сверх всякой меры. В среднем при 18 сидячих местах они брали еще 10—12 (!) «дополнительных» пассажиров. Такой провоз имеет сразу несколько «не»: небезопасно, некомфортно и незаконно. 

Отдельная тема — безбилетный проезд. Касается она не только «зай­цев», всеми силами избегающих оплаты. Достаточно часто подобные нарушения — затея и вина недобросовестных водителей. Они решают провезти кого-то без билета и утаить выручку от хозяина, взять лишних пассажиров, сократить маршрут движения и т. д. Доходит до абсурда. Например, в инспекцию обратился витеблянин, ехавший в городской маршрутке, говорит Константин Рой:

— Заплатил деньги, а билет ему не выдали. После настойчивой просьбы водитель протянул билет с… другой датой и временем. Пассажир не постеснялся и подошел снова, но в его руках опять оказался не тот билет. Нужное удалось получил только остановке на пятой. 

Между тем документ, подтверждающий проезд, — ответственность обоюдная. И водителя, и пассажиров. Последние нередко сами отворачиваются от протянутого билета или заявляют: «Оставьте себе», «Мне билет не нужен». Войди в дверь маршрутки контроль, мнение кардинально поменяется. 

Примерно треть всех обращений граждан в наш филиал касается недостатков в работе маршрутных такси, приводит цифры Константин Рой:

— За 5 месяцев этого года было 7 претензий к перевозчикам. Для сравнения, за аналогичный период 2019-го — 11. 

Жалуются пассажиры и на невежливое обращение водителя. Но подобное встречается все реже. Если реакция шофера на замечание о скоростном режиме, недопустимости разговора по телефону во время езды и т. п. неадекватная, достаточно записать контакты фирмы, от которой работает маршрутка, данные водителя, а позже обратиться в ГАИ или Транспортную инспекцию. Не помешает позаботиться о свидетелях инцидента, снять все на камеру мобильного. 

С кулаками на кондуктора

Бывает, что и сами пассажиры далеко не ангелы. Не так давно пожилой витеблянин без причин напал на кондуктора. Дело было вечером на одном из городских маршрутов, уточняет Евгения Исаченко, старший помощник прокурора Витебска:

— В троллейбусе 62-летний мужчина набросился с кулаками на проходившего по салону кондуктора. Тот получил несколько ударов в голову и сразу же сказал водителю набрать 102. 

Свою недопустимую выходку пенсионер объяснил «временным помутнением сознания из-за выпитого спиртного». По приговору, уже вступившему в законную силу, бесконтрольные эмоции стоили ему штрафа в 30 базовых. 

МНЕНИЕ

Николай Якушкин, главный внештатный медицинский психолог Витебской области:

— Конфликт — это, прежде всего, несоответствие ожиданий и реальности. И вот уже громкая музыка из кабины водителя выглядит началом бури: за мои же деньги вместо комфорта получаю источник раздражения… Агрессия, которая копится в нас из-за недовольства жизнью, рано или поздно потребует выхода. Общественный транспорт, как и магазин, поликлиника, — места, где многие подспудно ищут возможность сбросить негатив, обнулиться. Взять под контроль свои же эмоции, не задевая чужих, реально. В первую очередь за счет общения с приятными вам людьми, серьезной физической нагрузки, вроде ходьбы на дальние расстояния, спорта, причем с упором на виды, где есть возможность выплеснуть эмоции, например футбол. Если возраст не располагает к таким занятия, разнообразьте обстановку по-другому. Можно выбраться в кино, посмотреть матч на стадионе, найти хобби по душе. Не стоит забывать и про профессиональную помощь психолога или психотерапевта. 

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter