Александр Куллинкович о восприятии мира

Хочу все знать

В продолжение темы о данностях нашего мира, точнее, его восприятия. Помните о том, что все считают, что Земля круглая, хотя это неочевидно и невероятно. Да, меня опять понесло.

Совершенно случайно, сидя за чашкой чая, обсуждали с другом какие–то проблемы бытия и экономики. Вскользь были упомянуты популярные нынче слова — айти (IT), айтишники, айти–технологии. И что–то меня заинтересовало значение этого простого и налипшего слова. И я спросил: «Слушай, а ты вообще знаешь, как это переводится?»

— Э–э–э. Да как–то не задумывался. Какие–то технологии.

Google выдал нам ответ. И ради интереса несколько дней подряд я задавал этот вопрос нескольким десяткам своих товарищей. Поразило, что никто правильно не ответил. Про то, что это технологии, говорили все, высокие, индустриальные, интеллектуальные (самый популярный ответ). Какие? Информационные технологии. Так вот. Это просто слово. Проверьте своих друзей, только не задавайте его работникам этих самых технологий.

Да привыкли, и все, таких слов куча. Нас окружают понятия, привычные вещи, о смысле или значении которых мы не задумываемся. И мы еще смеемся над муравьями! Они ходят по проторенным дорожкам, и упавшая на пути веточка приводит их в замешательство. Конечно, нас не вывести из себя простым отключением светофора. Но все же. Я сегодня как психотерапевт. Буду спрашивать и отвечать. А вот задумался прямо сейчас: почему светофор имеет такие цвета? Красный и зеленый? Отложим газету на 5 минут, подумаем и читаем снова.

Мы учим ребенка познавать, нас умиляют его вопросы. Почему трава зеленая, почему небо голубое, почему вода мокрая? На большинство этих вопросов мы и сами не знаем ответа. Да и зачем знать, вода от этого суше или полуслаще не станет, зато мы знаем, где купить машину подешевле. И вообще, знаем, где выгоднее купить и выгоднее продать. Нет, я, конечно, не пастор и не святым духом питаюсь. Просто у взрослого накопилось много полезных и нужных знаний. А ведь большинство этих знаний так или иначе касается лишь желудка и постели. Со всеми отростками этих двух столпов жизни взрослого человека. Есть вещи, которые мы знаем, и знания эти переходят из уст в уста. Данность. Типа что нервные клетки не восстанавливаются, не будешь есть суп — будет язва, читаешь при плохом свете — испортишь зрение. И мало кому приходило в голову, а так ли это? Или хотя бы почему? Но мы — взрослые, мы уже все знаем, и ребенку умиляемся, потому что он ребенок.

Уж и не знаю, сколько раз я говорил, точнее, призывал немножко включить ребенка. Ну хотя бы так. Почему? Нет, не почему все происходит в твоей жизни не так, как ты задумал в детском садике. Не почему всем подняли зарплату, а для тебя соль и спички подорожали. Почему это устроено вот так? Или хотя бы почему утром так плохо после вчерашнего? Знаете, столько всего захватывающего можно узнать, что соль и спички стремительно отодвинутся на второй план. Ну неужели только британские ученые такие увлеченные, чем мы, белорусы, хуже?

P.S. Красный цвет является сигналом очень близко находящейся опасности. Он возбуждает нервные центры водителя и пешехода. Зеленый свет виден с максимального расстояния. Даже дальтоники могут реагировать на эти цвета светофора. Всякие тонкости спектра. И нервные клетки, кстати, восстанавливаются, и суп с язвой не связан, и читать можно при любом свете, чтобы там нам мамы–папы и учителя ни говорили. И Ван Гог не отрезал себе ухо, и Галилей не говорил фразу «А все–таки она вертится!», да мало ли еще что можно узнать. Главное — хотеть!

nd72@mail.ru

Советская Белоруссия № 91 (24721). Суббота, 16 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter