Хочу все узнать!

Независимая экспертиза разложит товары по полочкам

Независимая экспертиза разложит товары по полочкам


На коробочке чая значится «высший сорт», но что за «мусор» плавает в чашке? Почему у знакомой с детства «Докторской» какой–то странный привкус? Или вот джемпер: на бирке made in EU, но так ли это на самом деле? Теперь въедливый и просто сомневающийся в достоверности информации о товаре потребитель может получить ответ на все вопросы. Министерство торговли разработало порядок проведения независимой экспертизы товаров и услуг. С 16 января, когда начнет действовать новый закон о защите прав потребителей, такие исследования будут проводить аккредитованные лаборатории и центры Госстандарта, Минздрава, Минсельхозпрода, общественных объединений и etc.


— У нас действует четкая государственная система контроля безопасности продукции, работ и услуг, — рассуждает Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга, — специализированные центры и лаборатории (их около 600) до того, как товар попадет в розничную сеть, определяют, соответствует ли его качество установленным требованиям. Сколько, скажем, в морковке или муке пестицидов, радионуклидов или тяжелых металлов? На опасный продукт никогда не выдадут сертификат соответствия или удостоверение гигиенической регистрации.


Но всегда ли подтверждаются потребительские свойства товара, заявленные на этикетке? Не положили ли, допустим, в «Докторскую» колбасу, кроме мяса, в нарушение всех ГОСТов сою или перемолотый шпик? К сожалению, в большинстве случаев об этом приходилось только догадываться. Хотя закон дает потребителю право на достоверность информации о покупке. Но торговля у нас на 85 процентов частная. И если в крупных магазинах и сетях товароведы тщательно изучают то, что собираются продавать, то у огромного количества индивидуальных предпринимателей такого входного контроля качества продукции (к слову, завезенной со всего света) просто нет. В итоге продавец не всегда знает, что продает, а покупатель — что покупает.


Теперь ввести в заблуждение покупателя будет не так просто. Ирина Барышникова заверила: в ближайшее время информация о том, какие организации помогут проверить тот или иной товар, появится на сайте министерства. Сомневаетесь, что приобрели качественную вещь, — пишите заявление на имя продавца (в течение двух лет) или производителя (в течение срока службы изделия) и требуйте независимой экспертизы. Стоит она от 60 до 600 (и более) тысяч рублей и проводится за счет продавца или изготовителя. «Если информация о товаре окажется недостоверной или будет выявлен производственный недостаток, — уточняет Ирина Барышникова, — покупатель может потребовать возмещения убытков. Однако, если претензии будут признаны необоснованными, ему самому придется возместить полную стоимость экспертизы».


И все же, как проверить, не подмешали ли, скажем, сою в сосиски высшего сорта? Бежать с ними в ближайший центр гигиены и эпидемиологии не стоит. «Специалисты должны взять образцы продовольственных товаров для исследования непосредственно у продавца, — отмечает Ирина Барышникова, — поскольку для пищевых продуктов предусмотрены особые условия хранения. Поэтому лучше всего позвонить в центр гигиены и эпидемиологии и сообщить, где вы купили некачественные сосиски».


И ваши права потребителя, по всей вероятности, не защитит даже самый лучший эксперт или адвокат, если вы не потрудитесь получить полную информацию о том, кто продал вам туфли, костюм или духи. Это может быть кассовый чек, а для сложнотехнических изделий — гарантийный талон с достоверными данными о продавце.


Цифра «СБ»


В этом году в Министерство торговли и исполкомы поступило 7,5 тысячи жалоб на качество товаров, работ и услуг. Столько же — в каждое общественное объединение по защите потребителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter