Хочется ответных эмоций

Мне в последнее время часто приходится слышать о том, что белорусская эстрада если не переживает подъем, то, по крайней мере, пребывает в добром здравии.
Мне в последнее время часто приходится слышать о том, что белорусская эстрада если не переживает подъем, то, по крайней мере, пребывает в добром здравии. На мой вопрос: а где все это новое и бодрое можно услышать, специалисты не без гордости отвечают: "А вы поезжайте на молодечненский фестиваль белорусской поэзии и песни. Там все увидите и услышите!" Я - человек впечатлительный, эмоциональных потрясений сознательно избегаю. Поэтому накануне фестиваля, на который непременно поеду, встретилась с известным композитором, автором многочисленных хитов Эдуардом ЗАРИЦКИМ, чтобы выяснить, какие приятные неожиданности нас там ожидают.

- Эдуард Борисович, возьмете на себя смелость сказать: в каком году сейчас находится белорусская эстрада?

- Наша славянская музыка очень мелодична по своей природе. Даже без аккомпанемента она не теряет своей эмоциональной выразительности, в отличие от западной. Зарубежные музыканты выигрывают за счет классных аранжировок и спецэффектов. То есть потенциал у нас сильный, но в чисто техническом смысле мы отстаем. Что же касается сравнения с Россией, то тут ситуация иная. Мы не так коммерчески ориентированы, как, скажем, москвичи, что, может быть, и не так уж и плохо. Да и на наше радио гораздо труднее пробиться откровенной халтуре и пошлости, которую нередко крутят российские станции. На Белорусском радио есть хоть какой-то худсовет. Я считаю, что у нас нет повода стесняться своей национальной эстрады, хотя учиться не грех и у российских, и у западных композиторов. Здесь уместно вспомнить как раз молодечненский фестиваль белорусской поэзии и песни. Это здорово, что усилиями Михаила Финберга его восстановили. За те несколько лет, что фестиваля не было, стало заметно меньше новых, если так можно сказать, фестивальных песен. Зато на грядущем фестивале прозвучит много премьер, в том числе и моих, написанных за время, что мы не собирались в Молодечно.

- И что, можно рассчитывать на успех песни после того, как она прозвучит в Молодечно?

- Я вам приведу пример из жизни. Моя песня "Плыли гусеньки" один раз прозвучала на фестивале в исполнении Наташи Тамело. У нас даже не было записи. Но после этого на различных конкурсах и фестивалях ее уже исполняли разные певцы. Да и зрители знакомятся с новыми песнями зачастую на фестивалях. Так что "Молодечно" для всех имеет большое значение.

- И фестиваль у нас есть, и песни современные, и певцы голосистые, а композиторы наши по-прежнему не становятся собственниками американской недвижимости, подобно Николаеву и Крутому. Почему так?

- Во-первых, у наших людей нет таких традиций - приобретать собственность за рубежом. Во-вторых, в России существует своя система финансовых взаимоотношений между исполнителем и композитором. После продажи песня становится собственностью исполнителя. Мы продаем свои песни Министерству культуры, после чего она становится как бы общей - ее может исполнять любой. А к сожалению, часто - никто.

- В России композитору честь и хвала на зависть коллегам, если его песню исполняет Алла Борисовна. А кто у нас эквивалент, если так можно выразиться, такой успешности?

- У нас яркие звезды вспыхивают время от времени. Я, например, долгое время работал с Ярославом Евдокимовым. Мы выступали вдвоем, честно, под рояльчик. Сейчас я пишу в основном для молодых солистов оркестра Финберга. Мне это интересно - работать в условиях, когда никому особенно ничего не навяжешь. Артисты сами выбирают себе песни, без оглядки на имена и звания композиторов. Исполнитель хочет петь современную, модную, хорошо аранжированную песню. Появляется здоровая конкуренция. Поэтому нужно постоянно слушать много новой музыки, держать нос по ветру. И мне в этом контексте очень приятно, что на молодечненском фестивале прозвучит много моих новых песен на стихи замечательных поэтов, включая финальную на стихи Рыгора Бородулина "Будзьмо". Прозвучат и старые песни, потому что публика всегда ждет то, с чем она уже знакома.

- У меня такое впечатление, что все наши композиторы сговорились писать для солистов Государственного концертного оркестра. А кто же тогда пишет для таких известных артистов, как Инна Афанасьева, Валерий Дайнеко?

- У каждого исполнителя существует свой, устоявшийся круг авторов. Так же, как и у композиторов есть "свои" исполнители. Я работал с Инной, когда она пела в оркестре.

- "Ваши" кто?

- Долгое время был Евдокимов - я уже об этом упоминал. Было очень интересно работать с ним. Еще только пишешь песню, но уже знаешь, как она будет звучать в его исполнении. С Яковом Науменко много записали, с Николаем Скориковым, с Натальей Тамело. Галя Огромович сейчас много моих песен поет. Ну и если вам что-нибудь говорит такая фамилия, как Киркоров...

- По-моему, что-то слышала. Это начинающий певец из Болгарии?

- Он записал мою песню "Черные ресницы". Так что не все так уж и плохо. Где еще наш зритель может встретиться с певцом. Так что я очень жду встречи с Молодечно. Кстати, очень хорошо, что там будут выступать и поэты. Для них ведь тоже важно выходить на публику, чтобы ощутить ответные эмоции, живое общение с залом. Словом, фестиваль нацелен на развитие нашего национального песенного искусства. Так нужно ли говорить о том, насколько он значим?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter