Хочется, чтобы было чисто

Очень важный итог фестиваля «Март-контакт»: волшебство театра существует

Очень важный итог фестиваля «Март-контакт»: волшебство театра существует

…27 марта страна перевела часы на 60 минут вперед. На улицах люди спешили по своим делам. Мы ничего не замечали. На сценах театрального Могилева продолжало действовать свое космическое время.

Фестиваль «Март-контакт» семь дней слаженно тикал, как заведенный будильник. Иногда заставлял спросонья испуганно вскакивать резким звонком плохого спектакля. Иногда завораживал потрясением, что не видишь стрелок, не помнишь, в какой географической точке, в каком времени ты находишься и почему так радостно сжимается сердце.

Пятнадцать раз звенел будильник. На каждом метре театрального помещения кипели страсти.

Говорят, понедельник – день тяжелый. Спектаклем из Новгорода в вечер открытия молодежного форума он не порадовал. Все ждали вторника, когда с Урала, из Екатеринбурга пожалует скандальный шокирующий «Коляда-театр» со своим «РевИзором». Ударение на «и». Потом окажется, что многие привычные слова надо произносить с плавающим ударением. Например, «иду отдОхнуть».

На сцене — 150 килограммов натуральной грязи. В ней окажутся замараны все гоголевские персонажи, которые ходят с оцинкованными ведрами, банными шайками, телогрейками и блатными выходками. Хлестаков вызывает не столько смех, сколько ужас. Театр через текст Гоголя представляет современную провинциальную Россию, что вдали от Садового кольца, без украшений и иллюзий.

Высшую награду фестиваля как лучший молодой исполнитель получит Олег Ягодин (Хлестаков). Тоненькая девочка из Челябинска Марина Карцева завоюет приз за лучшую женскую роль. В среду приедут из Минска молодые купаловцы и довольно легко сделают заявку на Гран-при спектаклем «Офис». Так решилась судьба трех главных номинаций молодежного фестиваля. Переломным днем стал четверг. Произошло событие. Молодая белорусская актриса Ольга Скворцова талантливо показала себя как хореограф и исполнитель драматических и пластических ролей сразу в трех спектаклях. Скворцова – событие фестиваля. Этим все сказано.

Пятница оказалась днем перенасыщенным. Вечером шел четыре с половиной часа спектакль из Санкт-Петербурга «Идиот» по Ф. Достоевскому. На сцену вышли 23 исполнителя основных ролей и еще 20 человек массовки. Все молодые и жутко красивые. Они вчерашние и нынешние студенты педагога Григория Козлова, увенчанного множеством российских наград. Год назад они создали театр «Мастерская» и играют в нем уже 10 спектаклей.

Количество исполнителей понадобилось для того, чтобы попытаться понять, как в такой толпе различить лица. А они оказались различимы. Запомнились. Полюбились. Молодые артисты пленили стильностью, тактом, безупречным вкусом, умением работать над классической русской литературой. Не помню случая, чтобы на сцене так долго и подробно звучал не сокращенный, не урезанный, а подлинный текст романа Достоевского. Не было скучно. Невозможно отключиться от завораживающей истории, хотя сюжет давно знаешь почти наизусть.

В субботу двое немолодых артистов из Болгарии представили снежно-нежную комедию для взрослых по сказкам Ганса Христиана Андерсена «Папа всегда прав». Двадцать минут зрители неистовствовали и аплодировали очумелым ручкам придумщиков, бесконечному юмору исполнителей. Смешалось все: восторг, слезы, мелодрама, простота детских отношений и взрослая радость, когда хочется жить. Доказательство того, что с помощью сказки можно говорить о серьезном со взрослыми и детьми.

Для какого возраста? При чем здесь молодежный форум? Сказка или притча? В воскресенье над ответами на эти вопросы бились критики и признавали безоговорочно: болгары дали мастер-класс таланта и доброты.

Кстати, о мастер-классах.

Между спектаклями для студентов и молодых актеров проводились встречи с мастерами, раскрывались тайны творческих лабораторий, можно было любому желающему принять участие в тренинге. В мастерской молодой режиссуры Евгений Корняг, недавний выпускник Белорусской академии искусств, показал капустник «Интервью» как эскиз к возможному будущему спектаклю. Театроведы скрестили шпаги на конференции «Современная театральная режиссура. Эволюция профессии в XXI веке». Молодые журналисты ежедневно выпускали газету «Вестник» под руководством опытного Тимофея Яровикова.

В рамках форума оргкомитет провел с участием приехавших гостей несколько серьезных совещаний, обсудив работу театра в Бобруйске и концепцию будущего фестиваля белорусской драматургии. Трудно привести другой пример такого заинтересованного внимания со стороны руководства области и города, как это было в Могилеве. Внимание и заботу хозяев отмечали все.

Можно было бы рассказать о негосударственном, некоммерческом коллективном проекте — театре Doc, который работает в жанре документальной драмы и существует на стыке искусства и актуального социального психоанализа. Их работа «Убийца» была замечена и отмечена.

Постоянно возвращаешься мыслями к литовскому пластическому спектаклю «Пупи-пипа-пупи». Он назван триллером. Две команды из детских игрушек пытаются соперничать. Одни игрушки из вчерашнего дня, другие – механизированные сегодняшние. Актеры — студенты вильнюсской академии музыки и театра — в черном трико и клоунском гриме действуют почти как знаменитые полунинские «Лицедеи». Вот бы порадовался сам маэстро Полунин, увидев молодую смену.

В Международный день театра молодежный форум «Март-контакт» закрывался. Подводились итоги. Раздавались награды.

Председатель жюри, народный артист Юрий Назаров, со сцены прошел по барьеру лож, чтобы вручить диплом болгарской актрисе. Тогда и она, Нина Димитрова, вскочила на это гимнастическое бревно. У него — возраст. У нее – комплекция. Шест и шарик стояли так, целуясь на закрытии фестиваля.

Этот цирковой трюк привел зрительный зал в состояние полного восторга. И подвел очень важный итог фестиваля: волшебство театра существует.

На снимке: сцена из спектакля «Офис» Национального академического театра имени Янки Купалы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter