Хочешь зимой кататься? Готовь машину в ноябре!

Что и почем можно купить, чтобы не остаться зимой без машиныНа дворе пока тепло — и никаких очередей на пунктах шиномонтажа. Сами шиномонтажники шутят: настоящий снег еще не выпал. Снег не выпал... гром не грянул... — таких, не теряющих актуальности народных мудростей очень много. И хотя все (по крайней мере, читатели “НГ”) знали, что на этой неделе резко похолодает, снег все равно выпал неожиданно. Сухой дорожный асфальт покрылся кашеобразной смесью, а в газетных и телевизионных новостях зазвучало: “резко увеличилось количество ДТП”. Еще позже, когда ударят морозы, перестанут заводиться машины, открываться их двери и прочее. А ведь все могло бы быть совсем не так, как поется в известной песне... Давайте искать выходы заранее.

Резина
Да, в новой редакции правил так и не появилось обязательное требование, чтобы зимняя резина была обязательным условием передвижения автомобиля в холодный сезон. Однако у жизни и дороги есть свои законы. Один из них: к зиме — зимняя резина.
Продавцы покрышек на рынках уже не скучают. Но пока ажиотаж не достиг пика, можно не только спокойно выбрать колеса по вкусу, но и получить необходимую консультацию. На минском рынке нам было предложено два типа резины: новая и бывшая в употреблении. Покрышки б/у блестят почти как новые, встречаются экземпляры с наплавкой. Стоит комплект (четыре колеса) около 200 долларов. Новый комплект стоит уже под три сотни долларов. Срок службы новой резины — 5 лет по немецким стандартам и 10—15 лет по народным белорусским. Хотя в наших климатических условиях и под воздействием соли покрышки выходят из строя быстрее.
Главная особенность зимней резины в так называемой ламели — тонких нарезах, благодаря которым на влажной дороге резина “расползается” и увереннее держится за дорогу. Что касается шипованной резины, то в городе ее использовать смысла нет: удлиняет тормозной путь, портит дорожное покрытие, вылетает, в конце концов. “Шиповка” подойдет для езды по гололеду и по нечищенным дорогам. Кстати, в одном из магазинов мы нашли штуку покруче шипов: железные цепи на колеса, чтобы не буксовать (110 тысяч рублей за комплект на два колеса).
Монтаж
Услуги шиномонтажа стоят до 40 тысяч рублей. За эти деньги вам снимут колеса, поменяют резину на диске, сделают балансировку и поставят все на место. Сейчас хорошим тоном считается иметь два комплекта дисков: для зимней и летней резины. Дело в том, что летом можно кататься на красивых литых дисках, для зимы же лучше использовать обычную штамповку (литье облезает от соли и становится более хрупким на морозе). Один штампованный диск обойдется в 10—20 долларов. Зато не надо будет переклеивать резину, а услуги шиномонтажа сведутся только к замене колес и балансировке (до 20 тысяч рублей). Понятно, что если вы часто меняете автомобили, то смысла покупать два комплекта дисков мало. Снятую летнюю резину зимой надо хранить в лежачем виде в сухом прохладном помещении, но не на морозе.
Аккумулятор
Считается, что срок службы аккумуляторной батареи — 2—4 года. При выборе батареи можно руководствоваться многочисленными техническими данными. Но не надо бояться: все необходимые параметры (оптимальные мощность и емкость АКБ) изложены в инструкции по эксплуатации автомобиля. Знакомство с ней на самом деле важно, потому что если купить батарею с меньшей, чем нужно, емкостью, зимой будут проблемы с запуском двигателя, а сама батарея быстрее выйдет из строя. А если с большей — аккумулятор будет постоянно недозаряжаться, что тоже сократит срок его службы. Обратите также внимание на габаритные размеры корпуса (иначе батарею просто не поставите под капот) и полярность (чтобы длины провода хватило). Если с батареей пока все нормально, то почистите хотя бы клеммы.
Зимой, чтобы сохранить жизнь в АКБ, включайте как можно меньше электроприборов при холостом ходу двигателя (когда прогреваете машину). Особенно это касается обогрева заднего стекла, света фар и печки (все равно при холодном двигателе не обогреетесь).
И одно из главных зимних правил: заводите двигатель при выжатом сцеплении (чтобы стартер крутил только двигатель, а не все шестерни коробки передач) и подержите педаль хотя бы минутку, чтобы потом плавно отпустить. Так вы сократите энергетические потери АКБ и продлите жизнь стартеру.
Короткие зимние поездки не компенсируют АКБ затраты на запуск двигателя. Стоит новый аккумулятор от 50—70 долларов. Не забудьте на всякий случай приобрести провода для “прикуривания”.
Стекла
Борьба с суррогатным пьянством продолжается, поэтому дешевые российские спиртосодержащие незамерзающие стеклоомыватели на рынке по-прежнему большая редкость. Пятилитровая канистра стоит сегодня около 15 тысяч. В два раза дороже — концентрат (тоже 5 литров). По своему опыту знаю, что разбавлять водой “незамерзайку” не стоит, хотя на этикетках и пишут, что омыватель в чистом виде надо заливать чуть ли не минус 20. При минус двадцати он и так если не замерзнет, то загустеет до состояния непригодности, а вот если его водой разбавить, то и при минус 5 придется ждать, когда двигатель под капотом разогреет бочок омывателя и шланги.
Не помешает поменять щетки стеклоочистителя (дворники) — все-таки видимость зимой далеко не лучшая. Пара графитно-силиконовых (резиновые дубеют на морозе) стоит 13 тысяч. Новинка — щетки с закрытым корпусом, чтобы они не забивались снегом и плотнее прилегали к стеклу (30 тысяч рублей). Если плохо работает обдув стекол, можно приобрести аэрозоль, препятствующий их запотеванию (около 10 тысяч).
Кузов
Перед тем как соль сделает свое ржавое дело со всеми сколами краски на кузове автомобиля, советуем опередить зиму: самая мелкая наждачка, преобразователь ржавчины (если появилась — 4—5 тысяч), обезжиреватель, грунтовка (аэрозоль за 5—7 тысяч) и немного краски (5—10 тысяч). Уделите внимание состоянию порогов и арок (пластиковая защита над колесами стоит 10—20 тысяч за пару).
Чтобы нивелировать воздействие соли на металл, некоторые советуют обильно натереть (не растирая до блеска) кузов стойкой к истиранию полиролью на восковой основе. Весной машина будет грязная, зато целая.
От примерзания дверей (после дождя и резкого  похолодания) спасет сделанная заранее обработка уплотнителей силиконовой смазкой (аэрозоль стоит около 10 тысяч). А чтобы не замерзал замок, достаточно приобрести размораживатель (от 2 тысяч) или обычную зажигалку (только не держите размораживатель и зажигалку в бардачке). Правда, эксперты советуют перед холодами просто высушить замки горячим воздухом, например, из фена.
Под ноги купите (если нет) “зимние” коврики — резиновые, с довольно высокими бортами, с рисунком “в квадратик” (с внутренними перегородками, где будет скапливаться вода). Стоят хорошие коврики от 20 долларов за комплект.
Полезно также заранее приобрести удобный скребок и щетку для очистки автомобиля от снега (5—20 тысяч рублей).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter