Хочешь научиться летать? Сядь в коляску

Люди с ограниченными возможностями хотят равноправия и независимости Человек, прикованный к инвалидной коляске на протяжении многих лет, произнес: если хочешь научиться слышать — закрой глаза, если хочешь научиться видеть — закрой уши, а если хочешь научиться летать — сядь в коляску... И те, кто слышал, с какой настойчивостью в голосе он это сказал, поддержали его аплодисментами.

Как помочь таким людям преодолеть барьеры, возникающие на его пути? Что сделать, чтобы он смог реализовать себя, быть полезным, необременительным для других? Во многих регионах Беларуси сегодня активно разрабатываются и принимаются специальные программы создания безбарьерной среды для инвалидов.
Роковой прыжок
Серебряный призер чемпионата мира по прыжкам на батуте 1998 года, чемпион Европы Олег Бондарик три года назад вернулся в родной Витебск на инвалидной коляске. Судьба оказалась к нему безжалостной: во время выступления в Малайзии в спортивной шоу-программе он взлетел на восьмиметровую высоту и упал... мимо страховочных матов. Молодой спортсмен, оставаясь в полном сознании, в первую же секунду ощутил, что все его тело парализовало. При переломе оказался поврежденным спинной мозг.
Трудно передать чувства родителей и близких, столкнувшихся с такой бедой. Реабилитация проходила очень тяжело. Мать повезла сына в лучшие санатории Черноморского побережья. В Крыму Олег познакомился с Александрой, милой и доброй девушкой, которая работала в санатории. Молодые люди полюбили друг друга и спустя время решили узаконить свои отношения. Саша взвалила на себя бремя обязанностей по уходу за человеком, который практически не выезжает из дома.
— Из-за травмы я стал очень домашним человеком, — говорит Олег, имея в виду то обстоятельство, что он ни под каким предлогом не выходит на улицу. — Но это пока. И спасибо, что есть Саша и родители. Для меня главный барьер — это высокая оплата за пользование Интернетом. За него я отдаю всю пенсию. Но для многих молодых людей в моем положении выход в Интернет стал самым лучшим времяпровождением, занятостью. Однако для инвалидов I группы нет даже льготного тарифа. Почему?
Город на пути к безбарьерной среде
В Витебске проживает более 12 тысяч инвалидов. 370 из них — люди, неспособные самостоятельно передвигаться. Увы, но статистика свидетельствует, что “армия” физически ослабленных людей растет не только в Витебске. В Беларуси признаны инвалидами 507 тысяч человек.
Заместитель председателя Витебского горисполкома Павел Лосич рассказывает, что над созданием безбарьерной среды местные власти трудятся уже не первый год, а с начала 2006 года создана даже специальная комиссия по контролю за выполнением этой программы.
Примером и своеобразным ориентиром для витебчан стал городок Хальмстад в Швеции. Два года назад между Витебском и Хальмстадом установились партнерские отношения по решению проблем, связанных с созданием безбарьерной среды, благоприятной для детей и молодых инвалидов. Шведы имеют уже пятидесятилетний опыт работы в этой социальной сфере и этим опытом могут поделиться с другими странами. Чтобы представить уровень, который достигнут в этой скандинавской стране, достаточно сказать, что каждому инвалиду по его желанию государство предоставляет отдельную квартиру, в которой предусмотрено все, чтобы проживать в ней было удобно. Умывальник поднимается и опускается так, как лучше для больного, в душевой обливаться водой можно и сидя, и лежа...

Посетив на прошлой неделе Витебск, шведская делегация отметила добрые перемены в городе: появилось множество объектов, которые направлены на создание безбарьерной среды. Например, гостиничный комплекс “Лучеса”, где недавно установили подъемное устройство для преодоления лестничных ступенек человеком на инвалидной коляске. По мнению экспертов, осталось переоборудовать несколько номеров и поставить международный знак для стоянки автомобилей для инвалидов.
Отвечают современным требованиям и Центральный спортивный комплекс, Ледовый дворец спорта и некоторые магазины города. Но, по признанию начальника отдела градостроительства управления архитектуры и градостроительства Витебского облисполкома Леонида Лопаревича, подходы в виде пандусов для многих учреждений административного и социально-бытового назначения были выполнены формально, с нарушением норм и правил. Как может двигаться коляска с человеком при наклоне пандуса в 45 градусов?
Такси заказывали?
Руководитель проекта “Дети-инвалиды и молодые инвалиды в социальной среде без барьеров” Роз-Мари Хенрикссон говорит, что в Швеции для инвалидов очень важно иметь равные со всеми права для поездки даже на отдаленные расстояния. В их обществе давно считают любое желание физически ослабленного человека не капризом, а совершенно естественным желанием. Хочет человек на коляске съездить посмотреть древний замок — памятник истории в другом конце страны — ему надо предоставить автобус. В принципе, как говорят шведы, это не такие уж большие финансовые расходы, главное — сломать стереотипы мышления.
Витебчанин Олег Бондарик добирался до санатория у морского побережья, заказав машину за свои собственные средства, пока они у него были. Теперь денег нет даже на сигареты. Пойти с протянутой рукой, как это делают другие, обиженные судьбой, не в его правилах. Несколько проще тем ребятам, у которых есть возможность и разрешение самостоятельно управлять спецавтотранспортом. Определенные средства на это выделяются и из областного бюджета: в прошлом году на приобретение спецавтотранспорта в Витебской области было выделено 110 миллионов рублей, в этом их запланировано в 2 раза больше. Есть компенсационные выплаты и на бензин или ремонт машин. Все ожидают, что решение об увеличении выплат будет принято в ближайшее время на уровне правительства. А еще хорошей новостью поделился со своими коллегами председатель комитета по труду и социальной защите Михаил Лещинский: к концу нынешнего года в Беларуси будет налажено производство инвалидных колясок с электроприводом.
— На Витебщине в пяти райцентрах появилось социальное такси, — говорит Михаил Александрович. — Но нет пока такой услуги в самом Витебске, хотя инвалиды и их родные об этой проблеме неоднократно говорили.
Во многих городах Беларуси идет поэтапная реконструкция существующей улично-дорожной сети: устанавливаются специальные звуковые сигнализаторы на светофорных переходах для невидящих. Автопарки активнее приобретают низкопольные автобусы. То есть наша среда становится все более безбарьерной, и хочется верить, что эта работа станет нормой в нашей повседневной жизни.

Блицопрос

Безбарьерная среда — важнейший механизм для социальной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Что предлагают сами инвалиды и те, кто живет с ними рядом?

Дмитрий СТЕМАСОВ, председатель Витебской организации общественного объединения республиканской ассоциации инвалидов-колясочников:
— Появляются пандусы, их заметно больше стало в городе. Недавно у нас проходила спартакиада в Ледовом дворце, где создана хорошая безбарьерная среда для колясочников. 40—50 человек на колясках без проблем перемещались по дворцу. А вот попасть на спектакль в драматический театр нам невозможно. Обидно, что не могу бывать на спектаклях, в которых играет моя мама. Не всегда беспрепятственно можем заехать даже в медицинское учреждение или аптеку. Но, согласитесь, если у инвалида нет средств на необходимые ему памперсы, то и пандус ему не очень нужен. Сегодня для нас очень дорогой Интернет. А без него нам никак. Электронная доступность позволяет решить много вопросов.
Николай БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ, председатель Полоцкой объединенной организации инвалидов-колясочников:
— Отрадно, что теперь, когда принимают новые объекты социально-культурного назначения, приглашают представителя нашего объединения. И я замечаю неподдельный интерес администраций городов к созданию безбарьерной среды. В этом году я заканчиваю Полоцкий госуниверситет, получаю второе высшее образование, которое мне понадобилось после того, как я попал в автоаварию и стал инвалидом. Шесть лет мои коллеги по студенческой скамье поднимали меня с коляской, чтобы я мог попасть в здание родной альма-матер. Теперь я пишу дипломную работу по системе мер защиты и гарантий инвалидов в Беларуси.
Михаил КОРОЛЮН, председатель Витебской областной организации Белорусского общества инвалидов:
— Надо объединить усилия и государства, и частных структур, и общественности по созданию безбарьерной среды. За два года заметно возросло внимание к нуждам инвалидов. К счастью, период строительства пандусов под 45 градусов прошел.
Татьяна БОНДАРИК, мама Олега (история о котором рассказана выше):
— Очень слабо развиты меры по реабилитации людей с ослабленным физическим здоровьем. Для инвалидов-колясочников нет тренажеров, нет программ, по которым человек мог бы скорее адаптироваться к окружающей обстановке. Медицинское обеспечение реабилитации отстает.

Авторитетное мнение

Зоя КРОТ, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
— К 2010 году удельный вес объектов социальной сферы и жилищного фонда, соответствующих требованиям организации безбарьерной среды, в Беларуси планируется увеличить до 50 процентов. Люди с ограниченными возможностями должны получить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, общественному транспорту, местам работы, учебы и отдыха. Это является одним из важнейших направлений государственной политики в отношении инвалидов. Заместитель премьер-министра Республики Беларусь Александр Косинец ставит конкретные задачи по реализации разработанной Концепции по созданию безбарьерной среды. У нас сформирована хорошая база градостроительных и архитектурно-строительных нормативов, позволяющая при проектировании зданий и сооружений обеспечивать базовые требования к среде передвижения инвалидов и физически ослабленных лиц.
На протяжении ряда лет я сталкивалась с непониманием в нашем обществе того факта, что инвалид хочет таких же прав, как все, хочет ощутить себя востребованным. Мы мало общались с инвалидами. А ведь среди них есть такие “светлые головы”! Нужно больше прислушиваться к их мнению.
Работодателям надо идти таким людям навстречу, предоставлять рабочие места, потому что социальные пенсии низкие, а семьям нужна поддержка.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter