Хочешь научить других — умей сам. Такого принципа придерживается первый в нынешнем веке учитель года Беларуси.

Сегодня он заместитель председателя Малоритского райисполкома. “Шпетный Вадим Павлович, учитель географии Ланской школы Малоритского района. Молод, обаятелен, всего семь лет работает в школе. Но умеет делать все: быть географом, историком, учителем физкультуры, заместителем директора по внеклассной работе, учиться в аспирантуре БГПУ им. М.Танка, работать над учебником географии. А еще он сумел стать победителем конкурса профессионального мастерства педагогов не только в Брестской области, но и на республиканском уровне. Это заслуженная победа”, — так сказала о победителе конкурса “Хрустальный журавль-2001” ответственный секретарь жюри Зинаида Булахова. Он стал первым в нынешнем веке учителем года страны. Впервые за историю конкурса хрустального журавля вручили сельскому педагогу. Сегодня у Вадима Павловича — новый кабинет, уже не школьный. На дверях — свежая табличка: заместитель председателя райисполкома.

Сегодня он заместитель председателя Малоритского райисполкома.

“Шпетный Вадим Павлович, учитель географии Ланской школы Малоритского района. Молод, обаятелен, всего семь лет работает в школе. Но умеет делать все: быть географом, историком, учителем физкультуры, заместителем директора по внеклассной работе, учиться в аспирантуре БГПУ им. М.Танка, работать над учебником географии. А еще он сумел стать победителем конкурса профессионального мастерства педагогов не только в Брестской области, но и на республиканском уровне. Это заслуженная победа”, — так сказала о победителе конкурса “Хрустальный журавль-2001” ответственный секретарь жюри Зинаида Булахова. Он стал первым в нынешнем веке учителем года страны. Впервые за историю конкурса хрустального журавля вручили сельскому педагогу. Сегодня у Вадима Павловича — новый кабинет, уже не школьный. На дверях — свежая табличка: заместитель председателя райисполкома.

Со второй попытки

— Когда вы вернулись домой победителем республиканского конкурса, что-то изменилось в вашем мироощущении?
— Еще до участия в конкурсе у меня уже был задел и с точки зрения науки, и методики преподавания, я начал писать методические статьи в журналы, была высшая категория, учился заочно в аспирантуре. То есть базу начал нарабатывать задолго до конкурса. Меня всегда интересовали новые, нестандартные подходы к преподаванию, я читал на эту тему лекции в областном институте усовершенствования учителей. Там и уговорили меня участвовать в конкурсе. Это, кстати, была вторая попытка. С первой в свое время я даже в областной тур не прошел. Маловато было опыта. А в 2001-м на конкурсе  использовал те же приемы, которые у себя в школе применял. И все получилось.
С новым статусом пришло чувство новой ответственности. И еще уверенность в том, что с выбором профессии не ошибся. А больше всего понравилась реакция детей: победил — молодец, поздравляем, Вадим Павлович. Однако новых каких-то нот во взаимоотношениях не появилось. Так же с удовольствием и общались, и гоняли мяч, и пели караоке.
— И все-таки вы на профессию стали смотреть несколько иначе?
— После конкурса меня больше стали интересовать общеметодические подходы к преподаванию. В 2004 году заочно окончил аспирантуру в педагогическом университете имени Танка.
Следующей вехой стало участие в республиканском клубе “Хрустальный журавль”, который объединил победителей и участников республиканского конкурса “Учитель года”. Мы ездили по районам страны, давали открытые уроки, мастер-классы в лицеях, гимназиях, сельских школах. И эта практика продолжается. Есть учителя очень сильные, есть и подходы нестандартные. Благодаря нашему Национальному институту образования мы имеем прекрасную возможность пообщаться с коллегами во всех уголках страны.

Районный масштаб

На все предложения возглавить ту или иную школу он отвечал одинаково: хочу еще поработать в своей. Но когда председатель райисполкома Казимир Лапич сказал: надо, тут уж пришлось с новым назначением согласиться. Хотя бы для собственного опыта, когда отвечаешь за большую отрасль, видишь проблемы, что называется, изнутри и болеешь душой за целый район.
Впрочем, болеть за район Вадиму Павловичу не впервой. На практике — беспрецедентный в районе случай — только у воспитанников Шпетного шесть побед на республиканских олимпиадах.
Теперь ему приходится болеть и за материальную базу школ, и за спортивные объекты, за здоровый образ жизни детей, за строительство станции обезжелезивания воды.

Забота о талантах

— Какие вопросы вы поставили во главу угла, когда пришли на новую должность?
— Еще не зная, что следующий год будет объявлен в стране Годом качества, первый и главный вопрос, который я поднял перед руководителями всех управлений и отделов, — выполнять свою работу качественно. Медицина, образование, культура должны предоставлять людям исключительно качественные услуги. Будет качество — будет и спрос. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек на своем рабочем месте отдавался работе сполна и старался делать ее как можно лучше.
Одна из главных на сегодня забот, наболевшая проблема — материальная база учреждений и образования, и медицины, и  культуры. Большие надежды в этом плане на областные “Дажынкі”, которые пройдут в Малорите осенью. Работы по подготовке райцентра уже начались. В новоиспеченной гимназии начали отделку кабинетов, коридоров, взялись за тепловую реабилитацию здания. Приводятся в порядок школы, детские сады, учреждения здравоохранения — и поликлиника, и лечебные корпуса больницы. Уже готовы к встрече гостей обновленные Дом культуры, библиотека, прекрасный стадион. Думаю, многие вопросы с ремонтом мы решим. По крайней мере, перестанем думать о протекающих крышах и полностью сможем сосредоточиться на внутреннем наполнении: качестве труда.
— Вадим Павлович, сегодня у вас есть возможность реализовать на практике многие из тех задумок, для которых рамки сельской школы, возможно, были тесноваты. Какие-то направления в развитии родной для вас сферы на Малоритчине изменятся?
— Дело в том, что образование — это сфера, требующая очень тонкого подхода. Здесь направления нельзя резко менять. И так нет однозначного мнения: 11 или 12 лет необходимо учиться. К примеру, профилизация, углубленное изучение предметов были и учителям, и детям на пользу. Педагогам было интересно работать с ребятами, которые хотели знать их предмет на повышенном уровне. Сейчас возвращаемся к этому, но уже через факультативы. Ведь при том, что мы стараемся дать всем одинаковое базовое образование, есть и олимпиадное движение, есть дети, которые хотят заниматься по углубленной программе, а факультативный час в неделю не может полностью удовлетворить этот интерес. Поэтому данное направление мы развиваем и будем развивать, насколько позволяет нормативная база, будем находить дополнительные часы для учителей, у которых есть результаты, есть желание расти профессионально самим и растить способных ребят. У нас, к слову, не только в школах работают факультативы, но есть и межшкольные.

Надежда на спутник

— Как сегодня можно решить кадровую проблему?
— Думаю, когда приведем город в порядок, построим спортивный комплекс, ледовый дворец, супермаркет, условия жизни тут будут на самом достойном уровне. Немаловажен и такой момент: у нас фактически нет очередей на строительство жилья. Тем более что Малорита, как отмечал председатель облисполкома Константин Андреевич Сумар, в скором времени станет городом-спутником Бреста. 50 километров до областного центра — это ведь не расстояние. Поэтому существуют большие надежды привлечь людей качеством инфраструктуры, которая здесь будет создана. Сегодня приводятся в порядок агрогородки: в Олтуше старается ЧУП “Савушкино”, в Луковском прекрасную школу построили. Словом, жизнь меняется.
— Вадим Павлович, по школе скучаете?
— Конечно. Частенько заезжаю, тем более что и жена моя в Ланской работает. Думаю пригласить в Малориту наших “хрустальных журавлей”, дать урок — я ведь в клубе по-прежнему состою. С детьми очень интересно работать.

Бери пример

Вадим Шпетный очень любит игровые виды спорта, за девять месяцев успел организовать в райисполкоме из руководителей отделов и управлений команду, которая ездит по деревням, проводит турниры со старшеклассниками сельских школ. В ходе игр районные руководители интересуются состоянием школьных спортзалов и стадионов, а также проводят встречи в рамках выездной приемной специалистов райисполкома. Личный пример — самый безотказный фактор воздействия, уверен Шпетный.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter