Хмельной спор

1 февраля на 2,5 процента увеличилась ставка акциза на водку.
1 февраля на 2,5 процента увеличилась ставка акциза на водку. Нетрудно догадаться, что следом подразумевается очередное повышение розничной цены крепкого напитка. По крайней мере, так было в прошлом году. Цена на ликеро-водочные изделия пересматривалась 12 раз и в итоге выросла вдвое. Однако накануне очередного повышения акцизов экономические обоснования концерна Белгоспищепром натолкнулись на противостояние Минэкономики, ставшего на защиту прогнозного индекса цен. Ведь если идти на поводу у водочников, то 40-градусные напитки будут дорожать с начала года уже во второй раз и снова на 5 процентов. Как увязать это с 2,5 процента среднемесячной инфляции?

И если бы проблема была только в этом. По данным Минстата, выпуск водки и ликеро-водочных изделий в прошлом году сократился на 19 процентов. Запасы на складах с января по декабрь 2000 года увеличились в 13,5 раза. Еще 405 тысяч декалитров горячительных напитков не распродано в торговле. Последняя должна производителям 10 миллиардов рублей. По цене белорусская водка сравнялась с российской и украинской. И неровен час, челноки повезут ее оттуда к нам, как это происходит с пивом. Все говорит за то, что повышать цену больше нельзя - потолок достигнут. Но как быть с акцизами? Ведь рост ставок предусмотрен еще и с 1 марта.

Акциз, между прочим, составляет 60 процентов себестоимости водки, и на него накручиваются другие налоги. Так, по расчетам специалистов концерна Белгоспищепром, увеличение ставки акциза на 2,5 процента поднимает себестоимость крепкого напитка на 4 процента. Витебский, Гродненский и Гомельский ликеро-водочные заводы в январе несли убытки от выпуска водки и ликеро-водочных изделий на спиртах Экстра от 10 до 20 процентов. Получается парадокс: и продать невозможно, и выпускать невыгодно. Между тем качество отечественной водки признается во всем мире. Жители приграничных районов страны имели маленький бизнес на частном вывозе 40-градусных напитков в Польшу, Россию, Украину, хотя официальный экспорт весьма незначителен, поскольку продукция подакцизная и каждое государство блюдет исполнение своего бюджета и тщательно оберегает рынок от чужаков. Словом, на внешние рынки наших водочников не больно пускают.

Как же быть? Генеральный директор ПО Минсккрахмалпром Николай Белко полагает, что следует прекратить повышение акцизов. По его расчетам, за счет падения спроса на ликеро-водочные изделия за год государство потеряло более 2 миллиардов рублей. Сдерживание цен при растущих ставках акциза ничего хорошего не сулит.

А нынче лобби водочников настолько сильно аргументами, что повышения цен на водку в среднем на 100 рублей, очевидно, не избежать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter