Хлебное место

Гродненское поле как успешный опыт
Гродненское поле как успешный опыт

До чего дошел прогресс... Известно, что зависимость бывает никотиновая, алкогольная etc. А бывает, оказывается, и техническая. О том, что мы, президентский журналистский пул, добрались до Берестовицкого района, что на Гродненщине, на самой границе с Польшей, нас известили... мобильные телефоны, которые дружно отказались принимать сигнал белорусского оператора и переключились на услуги польских. Однако человек лучше машины. Смекалистый журналист взберется на пригорок повыше или найдет стационарный телефон и передаст заметку в редакцию. Точно так же и с хлеборобами. Непогода непогодой, техника техникой — в этом смысле все находятся примерно в одинаковых условиях. По–настоящему рачительный хозяин поставит на комбайн стеблеподъемник, придержит немного прыть своего «железного коня», где надо поможет руками. Так называемый человеческий фактор — одно из слагаемых успеха СПК «Олекшицы», куда вчера первым делом отправился Президент во время своей рабочей поездки по Гродненской области.

«В поле выходим с шести утра. Там же завтракаем, обедаем и ужинаем. А уходим вместе с солнцем», — делится летним расписанием своего сельхозпредприятия председатель Михаил Ситько. Крепкий СПК уже заканчивает уборку хлебов, получая за свой труд от земли отдачу более чем в 68 центнеров с гектара. В области есть и такие, которые получают 90 центнеров. Но все равно результат «Олекшиц» лучше, чем в среднем по стране. Председатель не делает секрета из успеха, раскрывая его составляющее. «Главное — это человек, специалист». Он гордится своей высокопрофессиональной командой. Короля, как говорится, делает свита. Сам по образованию агроном, он строго соблюдает технологический цикл: когда готовить землю, сеять, когда вносить удобрения и т.д.

Техническая сторона дела тоже поставлена хорошо. Идеально чистый мехдвор, хоть босиком ходи, встретил нас тишиной. Оно и понятно. Комбайны – в поле. Если бы не мы, некому было бы даже попить минеральной водички, которую так заботливо поставили у входа. «Человеку нужно создавать условия не только для работы, но и для жизни, — уверен Михаил Ситько, — только тогда можно требовать результат». Зимой олекшицких организованно возят купаться в гродненский аквапарк, летом то же самое можно делать в своей собственной новехонькой зоне отдыха с уютным пляжем и даже маленьким зоопарком.

Средняя заработная плата за июль в хозяйстве составила почти 380 тысяч рублей. Здесь миновали возрастной кризис: средний возраст — 38 лет. А с какой стати молодежь будет уезжать? Очередь на жилье отсутствует. Постоянно появляются новые домики. Ребят поспособнее СПК за свой счет отправляет в город на учебу. Вот вам наглядная демонстрация человеческого фактора в действии.

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Савченко уже в отсутствие Михаила Ситько признается мне, что немалая заслуга во всем этом председателя, который родился и вырос на этой земле и лучше, чем кто бы то ни было, знает, что ей нужно. Что касается показателей своего региона, Владимир Савченко считает, что область недосчитается пяти центнеров с гектара из–за капризов погоды. В этом году она гродненцев не баловала — случились весенние заморозки, июльская засуха и августовские ливни с ураганом, прошедшимся катком почти по всем районам. Тем не менее показатель урожайности в 45 центнеров с гектара, который, тьфу–тьфу, покажет Гродненщина, — рекордный и никогда в истории края не случался. Он выше всех советских результатов, да что говорить, и сегодня на зависть соседям — полякам и литовцам. Сравнение с советским временем уже неактуально. Все изменилось: комбайнер по всем законам рынка получает столько, сколько заработает. На поле рядом с «Доном» важничает «Джон Дир» (к слову, Президент еще раз подтвердил, что передовые хозяйства будут снабжаться мощными импортными комбайнами). Да и сама Гродненщина мне, уроженцу восточной области страны, напоминала скорее Голландию, чем советскую провинцию.

...В «Олекшицах» Президент, как и всегда, внимательно осмотрел поле, присел, потрогал рукой колос, попробовал зерно — движения все те же, но уже без той тревоги, которая читалась еще неделю назад, когда он посещал поля Минщины. Сегодня ясно, что страна стихию победила.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter