Размышления о современном театре

Хлеба и кастинга

Cовременный театр, чтобы не захиреть, вынужден заимствовать некие элементы из цирка, кино, концептуальных перформансов...
Cовременный театр, чтобы не захиреть, вынужден заимствовать некие элементы из цирка, кино, концептуальных перформансов. Быть разносторонним и циничным. Нашпиговывать театральные представления различными манками. Менять кожу, как змея, ни на чем особо не настаивая, не принимая близко к сердцу. Почему–то так получается, что в наших реалиях больше всего заимствований театр берет из шоу–бизнеса, крымских ночных развлекательных программ, клыкастых эстрадных шоу. Строптивая линия судьбы занесла меня как–то на концерт Филиппа Киркорова. Кремлевское шоу «Друgoy» поразило неизобретательностью и допотопной сценографией. Зато все блестело и переливалось. И полный зал внимал каждой блестке на боа артиста. Чем не театр? О таком демократичном искусстве на самом деле и мечтает большинство директоров, режиссеров, продюсеров. Томиком Шекспира они прикрывают натруженный пупок только ради приличия.

Сегодня почти дословно перенесли на театральную сцену нахрапистость и одномерность концертной эстетики. Подобрав сопли и портки, драматические актеры пристроились к балетному станку и побежали в тренажерный зал, по–своему истолковав известную формулу «нужны новые формы». Новые формы появились. Актеры стали гибче, пластичнее, стремительнее. Глаза, правда, пустоватые. Недавняя независимая премьера «Кастинг» непотопляемого агентства «Альфа–концерт» в постановке режиссера Анастасии Гриненко продолжает линию легких, жизнерадостных и безмятежных спектаклей, которые так приятно смотреть после бокала шампанского в компании скинувших офисный ошейник сослуживцев.

На «Кастинге» глаз отдыхает и сердце радуется. И интрига понятна: в крутое казино нужно набрать артистов для танцевального шоу. И расклад по героям — не «Улисс»: бесчувственный управляющий казино, прозорливый хореограф и целый ворох фриков, безумцев, самородков, огрубевшими стопами прокладывающих собственный путь в искусстве. Эта пестрая человеческая разноголосица представлена любимчиками минской публики Анастасией Шпаковской, Сергеем Чекересом, Русланом Чернецким, Михаилом Есьманом. Заложенная комедийность в образах дает возможность что–то там поискать в себе комическое и ключевое для истории. Роль хореографа с говорящим именем Анна Павловна исполняет заслуженная артистка Беларуси Зоя Белохвостик.

Кастинг — ключевое понятие современного шоу–бизнеса. Поп–певцов и танцоров, драматических артистов и фигуристов, поваров и обычных мужей, а с недавних пор еще и оперных теноров и баритонов постоянно сравнивают, рассматривают через лупу, заставляют выпивать сгущенное молоко на скорость, выставляют оценки, раздают ярлыки, решают, кто лучше, кто хуже. Просто настоящая эпидемия сравнения. Хотя кто–то сказал, что самоуважение начинается с того, что перестаешь сравнивать себя с другими. И дело ведь не только в таланте. Хорошо, когда он бесспорен, а если преимущество не так очевидно? И подбирают же все чаще под формат, под вкус продюсера, под существующую конъюнктуру. Не о музыкальном или еще каком творческом Олимпе речь. Речь о том, чтобы просто кому–то понравиться в данный момент, попасть в стереотип.

Герои спектакля «Кастинг» — все в общем–то талантливые милые люди. Готовы выдержать любые пересуды, сплетни, злословие по самой высокой шкале. Для того чтобы попасть в третьесортное шоу, они готовы согласиться с тем, что с ними обращаются, как с лошадьми на ярмарке. Так и наши актеры готовы мириться с любым пустозвоном, выдержать любое давление, только бы попасть в новый проект, засветиться в новой ипостаси, смириться с любой шпилькой в бок от людей знающих, не воспринимающих их безудержную всеядность всерьез и махнувших на них рукой. А то, что светят да не греют, не их беда. Это ведь действительно, наверное, заводит, когда зал реагирует на каждую плоскую шуточку, на каждый поворот бедра таким искренним смехом, что кажется, на первом этаже концертного зала треснут зеркала. Но нет, ничего — зеркала выдерживают и требуют продолжения банкета. Единственный вопрос, который возникает после показа, адресован отнюдь не режиссеру, артистам или продюсеру, а нам самим: «Когда ж мы насмеемся?»

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия №217 (24354). Вторник, 19 ноября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter