Хлеб — всему головная боль

Субъективный комментарий к прошедшей кампании

Субъективный комментарий к прошедшей кампании


Нынешний год войдет в историю развития сельского хозяйства. Кто сомневается? Когда специалисты отрасли докладывали результаты работы, перемежая их словами «впервые», «рекордный», «небывалый», даже самым отчаянным скептикам было нечего возразить. Судите сами: зерна вырастили и собрали 10 миллионов тонн. Впервые? Впервые. Сахарной свеклы в поле 4 миллиона тонн, или под полную потребность перерабатывающих заводов. Льноволокна будет не меньше 60 тысяч тонн, как и предусмотрено госпрограммой. Урожай картофеля — 930 тысяч тонн против прошлогодних 797 тысяч тонн. Хвала и слава?


Все действительно так. Много сил и средств было вложено в землю, она отдала сторицей. Но все ли взяли? Конец октября, а часть урожая еще остается в полях. Лен, картофель, овощи, сахарная свекла. Темпы уборки этих культур отстают от прошлогодних. Поднято зяби лишь на 47 процентах площадей. А ведь от подготовки почвы напрямую зависит сельхозрезультат будущего года. В то время, когда спрос на продовольствие в мире растет, оставить часть с таким трудом выращенного урожая под снегом недопустимо. Неделю назад Президент заострил эту проблему и поручил своей Администрации и Комитету госконтроля проверить ход уборки льна, картофеля, кукурузы, а также достоверность статистики. Не омрачен ли наш нынешний рекорд приписками? Этим пагубным, но, к сожалению, еще не искорененным явлением.


Классический пример. В 2007 году в стране насчитывалось примерно 1 миллион 200 тысяч телят, каждый из которых за год по существующей технологии выпивает около 370 килограммов молока. Все вместе, получается, порядка 444 тысяч тонн. Однако наш молодняк продемонстрировал небывалую прожорливость. Если верить статистике, например, в Краснопольском, Славгородском и Крупском районах телята выпили за год по 1 — 1,2 тонны молока. А в среднем по стране на телят списали 800 тысяч тонн молока, тем самым на бумаге поднимая надои. То же самое происходит и с заготовкой кормов, посевные площади «припрятывают», чтобы затем отчитаться об урожайности повыше. Способов нарисовать результат немало.


«Острых, взрывных примеров приписок и злоупотреблений на местах, которые выявляют наши контрольно–ревизионные службы, десятки, — отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро. — Мы о них узнаем, как правило, раньше других контролирующих служб и принимаем меры». По мнению министра, глобальные причины подобных явлений в том, что требования к работникам сельского хозяйства с каждым годом растут. Усложняются задачи. Но далеко не все руководители на местах могут их выполнить


Кадровая проблема на селе обостряется с каждым годом. Семен Шапиро привел такие цифры. Ежегодно колледжи и вузы выпускают 8,5 тысячи специалистов–аграриев, но 7 тысяч, то есть почти ровно столько же, покидает отрасль. Специалисты, причем лучшие, уходят в бизнес, другие сферы. Почему? Труд тяжелый, требования высокие, техника сложная. А зарплата почти вдвое ниже средней по стране — 539 тысяч рублей в месяц. «Проблема очень важная и в одиночку нам ее не решить, — подчеркнул министр сельского хозяйства. — Для того чтобы поднять зарплату на селе в 2 раза, нужен триллион рублей».


Назвал Семен Шапиро и причины отставания в сентябре — октябре с уборкой урожая. Например, посевные площади под лен в нынешнем году увеличены на 10 процентов, больше посеяно и кукурузы. Вал ожидается на 50 тысяч тонн (почти в полтора раза) больше прошлогоднего. Но комбайны, которые сельчанам к началу уборочной страды обещала отечественная промышленность, не пришли в село. Если не считать 36 первых гомельских образцов для уборки кукурузы...


Производительность старой уборочной техники в несколько раз ниже, чем у современных импортных машин. «К сожалению, сегодня темпы уборки урожая обеспечивает не только крестьянин, — подчеркнул Семен Шапиро. — Очень многое решает высокопроизводительная техника. Поняв, что обещанного льнокомбайна тоже не будет, мы собрали председателей райисполкомов и попросили их мобилизовать людей на уборку льна дедовским способом. Женщины в поле вязали снопы, как их прабабки 100 лет назад. Это сказалось не только на темпах работ, но и на экономике: затраты на ручную уборку льна оказались в 4 раза выше машинной».


Тем не менее к 1 ноября требование Президента собрать выращенное на полях будет выполнено. По оперативной информации, на вчерашний день кукуруза убрана с 88 процентов площадей. Через неделю, как пообещал заместитель министра Василий Павловский, льнотреста будет на льнозаводах. 96 процентов посевов картофеля уже в закромах. Более 2 миллионов тонн сахарной свеклы, или 80 процентов от выкопанного, уже на заводах. «Мы понимаем важность момента, — подчеркнул министр. — Ни одна тонна продовольствия не останется под снегом. С подъемом зяби есть проблемы. Вся техника, которая высвободится после уборки льна и картофеля, будет брошена на подготовку почвы под будущий урожай. Но сейчас на полях Витебщины в буквальном смысле стоит вода».


К этому остается добавить, что, несмотря на объективные и субъективные трудности, проблемы продовольственной безопастности по-прежнему являются приоритетными. И сегодня, и завтра...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter