Триединая формула, или Почему урожая в наших закромах будет в достатке и даже, как всегда, с запасом

Хлеб спасет

В четверг, 17 августа, у нас будет шесть миллионов. Даже чуть больше. Тонн. Зерновых колосовых, зернобобовых и рапса. Хлеба, то есть. Потому что все зерно, а также маслосемена рапса мы относим практически к одной группе. К той, которая, собственно, и дает нам хлеб насущный. А еще и к хлебу. Да, 6 000 000 тонн — результат промежуточный, так сказать, на марше уборочной страды. Скорее всего, на утро 17 августа будет убрано только немногим больше за 80 процентов всех этих культур. Стало быть, почти пятую часть площадей еще предстоит смолотить. Добавляем 20 процентов к имеющемуся валовому намолоту — около 7,5 миллиона тонн. А то и больше, это зависит от урожайности оставшихся площадей. Пусть простят меня статисты, а также аналитики уважаемого Минсельхозпрода, подсчеты эти в чем-то приблизительны. Но по большому счету и они говорят: мы будем с хлебом! С хорошим хлебом. Который гарантирует нам уверенную продовольственную безопасность.

Фото из архива «СБ»

Но и это еще не все! Кукуруза — для нее, похоже, этот год складывается особенно удачно и вопреки всему. Что на силос, что на зерно — и впрямь королева полей! Виды, как любят говорить агрономы, великолепные: рослые за четыре метра стебли, солидные с наливающимся зерном початки — она, что касается уборки на зерно, не подведет и наверняка даст его под добрых два миллиона тонн. А на тех площадях, что отведены под силос, уже работают комбайны в трех пока областях.

Не буду сегодня брать на себя смелость и выводить окончательную цифру валового намолота по всем колосовым зерновым, зернобобовым, включая рапс, кукурузу, гречиху и просо, в свое время это сделают специалисты. Ну, и по факту мы все увидим. Скажу главное: урожая в наших закромах будет в достатке и даже, как всегда, с запасом.

А вот почему в этом уверен уже сегодня, смело и недвусмысленно скажу! Эта триединая формула гарантированного успеха имеет исключительно белорусское происхождение, и я сильно удивлюсь, если кто-то в мире сделает вид, что не завидует ей.

Первое и главное звено в формуле — наш Президент. Сельское хозяйство за ним как за каменной стеной — с блестящим кадровым потенциалом, несомненными амбициями мирового рыночного лидера, впитывающее в себя все самое передовое и новое. Не буду много рассуждать на эти темы — они отлично известны, коснусь лишь одной. Признаюсь, неожиданно Александр Лукашенко в минувшие выходные, работая в восточных районах, поднял проблему безотвальной обработки почвы. Неожиданно, в смысле для меня, и именно сейчас. Уверен, все в стране хорошо знают особую приверженность нашего лидера к любой мало-мальски стоящей новации во всех отраслях и в сельском хозяйстве особенно. Более чем убежден, Президент тщательно изучал и безотвалочную земледельческую технологию и даже, по его признанию, опробовал ее еще в бытность свою руководителем хозяйства. Наблюдал он, конечно, и за результатами в тех хозяйствах и районах, где продолжали безотвально работать с землей. Пришло время, и Глава государства приехал на поле к фермеру — воочию посмотреть и разобраться досконально, где здесь истина, а где миф. С выводами мы уже хорошо знакомы: «В общем, этой технологии быть. В следующем году мы сделаем окончательные выводы. Именно здесь».

Похоже, Президент уже не сомневается, что опыт себя оправдает, ведь безотвалка дает возможность (там, где это приемлемо, в зависимости от почв) кратно сэкономить технику, топливо, людские ресурсы, да и несомненный плюс — при засухах она минимизирует потери. Но, придерживаясь своего правила все и всегда доказывать опытным путем, дал на это еще короткое время…

Одним словом, все, что выгодно с точки зрения результата, должно быть внедрено в нашем сельском хозяйстве — главный посыл от Президента.

Второй фактор триединой формулы успеха — мирное небо над нашей землей. И какие здесь еще нужны комментарии, кого еще в этом надо убеждать? Нам, белорусам, есть с чем и кем в этом отношении себя сравнивать. И еще раз простите меня за банальности, но сегодня расхожая фраза, которая в быту у сельчан с памятных времен трагических сороковых-пятидесятых прошлого столетия, — «главное, чтобы войны не было» — звучит сильно и точно. В то время, когда полмира на территории нашей южной соседки втянуто в кровавое вооруженное противостояние, мы спокойно сеем и убираем хлеб, ищем возможности, чтобы его выращивать как можно больше, чтобы накормить не только себя, но и другие страны.

О третьем факторе тоже говорить много не приходится. Это люди, наши сельчане, белорусы со знаком качества. Которые на общественно значимой работе с раннего утра до позднего вечера, семь дней в неделю. На ферме, в поле. В дождь и жару. Страда и впрямь не знает выходных. Обратите внимание: Президент приехал в минувшую субботу на поле фермерского хозяйства

«СТАРТ ТС» Оршанского района. Мог бы приехать и в воскресенье — люди и техника в деле, убирают, обрабатывают почву, сеют. И так — по всей стране. Практически везде стараются от души, на совесть, не для показухи — землю ведь ей не обманешь.

И кто-нибудь жалуется? Никто! Никто из тех, кто честно выполняет свой крестьянский долг. Некогда, знаете ли, да и не на что. Все проблемы, которые могут возникнуть, решаются здесь, на местах — в дирекции хозяйства, сельисполкоме, на районном уровне. Сельчане знают это и ценят.

А вот некоторые злопыхатели, просиживающие в городах диваны в два регулярных выходных дня, или драпанувшие на запад выкормыши (на нашем же белорусском хлебушке!) все норовят в глазу сельчанина найти соломинку. А если ее нет и не предвидится, стараются ее туда побольнее воткнуть. Только очень уж мелко это, гадко и совсем не по-белорусски. Откопают на какой-нибудь польской ферме труп теленка и галдят (все двое) в интернете: падеж скота-де в Беларуси небывалый… А раз за сезон попадет на глаза таким лжепатриотам буксующий зерновой комбайн, радости у них снова полные штаны: страда, а комбайн, мол, днями простаивает в грязи… Что сказать, нравственные уроды, ничего святого. Да, бывает, белорусские поля не закатаны в асфальт, чтобы комбайны, особенно после проливных дождей, катились по ним, как по автобану. Там, видите ли, хлеб на земле растет, который убираем мы до колоска при любой погоде.

Отвечу таким, как их называют в деревне, паскудам, еще короче — словами нашего автора: «Работаю в деревне. Комбайны убирают — душа радуется…» Полковник в отставке Леонид Прищепа написал мне в Viber эти слова буквально вчера из своей родной клецкой деревни Орешница. И проиллюстрировал месседж живой картинкой: выложенная из краснобоких яблок цифра в окружении корзин с луком, дарами своего сада. Леонид Иосифович — сам августовский, родился как раз между Медовым, Яблочным и Хлебным Спасами. Деревня для него, после военной службы Родине, которой он отдал лучшие свои годы, это все! Вот ему я верю. И его душе тоже. Она радуется от того, что у нас, как у людей, хлеб — всему голова. Что его мундир и навыки офицера, пусть и в отставке, не понадобятся никогда. Ведь рядом, за околицей большой хлеб и убирающие его на мирных полях комбайны.

Как известно от наших предков, к Хлебному Спасу с полей собирали пшеницу, рожь, а на праздник пекли свежий хлеб. На стол подавали ореховую настойку (Хлебный Спас еще называют Ореховым) и пироги. И вот еще важно: перед ужином было принято проводить подготовку к будущему холодному сезону — чистить колодцы и подземные источники. После застолья наши предки мылись в бане и парились вениками из орешника: считалось, что он защищал от недугов.

От недугов и недругов. Третий Спас хлеба припас, так говорят в нашем народе. А хлеб всегда спасет…

mikhovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter