Хлеб, погода, ресурсы

2006 год аномально начинался, аномально и закончился. Так что весь комплекс сельскохозяйственных работ крестьянам пришлось осуществлять фактически в экстремальных условиях

2006 год аномально начинался, аномально и закончился. Так что весь комплекс сельскохозяйственных работ крестьянам пришлось осуществлять фактически в экстремальных условиях. Климат на земном шаре меняется, продовольственное сырье – основу биологического существования – добывать становится и сложнее, и дороже.

Выход  есть  всегда, если  его  искать

В августе один из моих маршрутов пролег через поля воложинского СПК «Першаи-2003». Уборка здесь шла организованно, хотя земледельцы увеличили хлебную ниву и вместо обычных трех-четырех тысяч тонн намеревались намолотить около 6 тысяч тонн зерна. 

— Как вы его думаете сохранить? – спросил я руководителя Евгения Скрундя. 

— Будем готовить из урожая корм для животноводческой отрасли хозяйства, используя метод  плющения. Он выгоден тем, что можно перерабатывать зерно повышенной влажности, сохраняя весь его витаминный запас. Скот охотно поедает плющеное зерно в смеси с биологическими добавками. 

Точка зрения директора Института земледелия и селекции НАН Беларуси академика Михаила Кадырова такова: можно и нужно заготавливать не 100 тысяч тонн плющеного зерна, как сегодня, а в 5 раз больше. 

Кстати, ученые, как сообщил журналистам Михаил Анатольевич, свои предложения на сей счет передали Президенту, он всецело поддержал идею, изложив свою позицию на «Дожинках-2006». 

Понимая, что от капризов погоды надо страховаться, опираясь на науку, сельхозпроизводители упорно ищут модель формирования урожая. «Практика показывает, — говорит Михаил Кадыров, — что более устойчивы к природным катаклизмам отечественные сорта, адаптированные к белорусским почвам». 

Кроме того, в считанные годы придется повысить общую культуру земледелия. Если взять обработку почвы, то она у нас – отвальная. А во многих странах мира плужную обработку уже давно с успехом заменили безотвальной, т.е. применяются чизельные орудия, используется и технология «no-tell» (сев по стерне), известная в большинстве развитых стран. 

Как удешевить  дорогое удовольствие

Еще одна составляющая, которую можно назвать спасительницей урожая, – сельскохозяйственная техника. Ею село обеспечено сполна. Одних только зерноуборочных комбайнов около 14 тысяч единиц. Однако значительная часть машинно-тракторного парка выработала свой ресурс. Реализуется программа техперевооружения отечественными и зарубежными машинами. 

Надо признать, что с новинками (очень, кстати, дорогостоящими) справляются далеко не все механизаторы и машинисты-операторы. Не хватает знаний. Как говорят в Главном управлении механизации и научно-технического прогресса Минсельхозпрода, для АПК подготовка высококвалифицированных производственных кадров становится глобальной проблемой. В некоторых хозяйствах за штурвалы комбайнов вынуждены садиться инженеры с высшим техническим образованием. 

Внимание  энергоресурсам

Остановлюсь и еще на одной масштабной проблеме. Мы уже привыкли к тому, что булки, батоны, баранки — хлеб в магазинах имеет устойчивую цену. Это продукт социально значимый, поэтому государство его цену жестко контролирует. Но себестоимость хлеба – дорогое удовольствие. Отсюда многомиллиардные дотации в проведение сельхозработ. Особенно накладны для государства горючесмазочные материалы, энергоресурсы дорожают во всем мире. Однако хорошо известны и пути преодоления ценовых барьеров: экономия, бережливость, поиск альтернативных источников. Как раз на это направлены республиканские программы «Энергосбережение», «Импортозамещение» и другие. 

Одно из направлений в рамках АПК отражено в программе возрождения села. Речь идет о производстве нового вида горючего (биотоплива) из местного сырья. Имею в виду прежде всего рапс. Эта, в общем-то, неприхотливая культура во многом может дать ответ на вопрос, чем заправлять технику в период сева, уборочной страды. Солярка, бензин не всегда по карману хозяйствам, а финансовые и кредитные возможности государства не бездонны. 

В Европе и США смело внедряют производство биотоплива. По данным Международного энергетического агентства, в 2005 году мировое производство биотоплива превысило 17 млн. тонн энергетического эквивалента нефти. Эксперты утверждают: к 2030 году эта цифра возрастет до 92—147 млн. тонн, а его доля в общем объеме топлива только в транспортной сфере составит от 4 до 6 процентов. 

За два последних года я побывал в ряде стран Старого Света и могу засвидетельствовать: колонки с биотопливом там встречаются едва ли не так же часто, как и с бензином. 

Вернувшись из-за границы, гендиректор агрофирмы «Ждановичи» сенатор Григорий Чуйко как-то сказал: «Мы еще далеки от понимания ситуации, но твердо уверен, что за рапсом – будущее». 

Рапс у нас возделывается на Гродненщине, Минщине, Витебщине. В Витебске есть даже солидный завод по переработке маслосемян, построен он и в Скиделе. Попытка произвести биотопливо на базе оригинальной отечественной технологии сделана «Гроднобиопродуктом» лишь в небольшом цехе в Новоельне, где монтировали оборудование, закупленное за рубежом. Попытка оказалась удачной. Но ведь это капля в море. Отлично начатое дело надо основательно поддерживать на государственном уровне, чтобы в один «прекрасный» день не столкнуться с энергетическим кризисом в АПК. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter