Какова ситуация с урожаем на планете, кому и почему угрожает голод?

Хлеб наш грядущий

Продовольственная безопасность Беларуси обеспечена. Какова в целом ситуация с урожаем на планете, кому и почему угрожает голод?

В нашей стране внимание аграрной отрасли уделяется огромное. Сейчас особая пора — набирает темп массовая уборочная кампания. Президент ее держит под пристальным контролем. Итог взвешенной государственной политики в сельскохозяйственной сфере — вопрос обеспечения белорусов продуктами питания решен практически полностью. Из года в год растут и наши экспортные поставки продовольствия. Как мы выглядим на глобальном рынке? Что делается в стране, чтобы на столе у нас еда была всегда?

Фото  pexels.com

Кто поставлен на грань выживания

Александр Лукашенко на селекторном совещании по вопросам уборочной кампании отметил, что критическая ситуация на мировом продовольственном рынке только усугубляется. Кадры горящих пшеничных полей, специально подожженных боевыми вертолетами наших южных соседей ради устрашающей картинки, никому не добавляют оптимизма:

— Но это только вершина айсберга. Бездумные санкционные ограничения на минеральные удобрения, энергоносители и разрыв привычных транспортных связей поставили многие страны на грань выживания.

Директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли не скрывает паники в последних выступлениях:

— Мы столкнулись с беспрецедентным кризисом уже сейчас. Если не справимся с ним стратегически и эффективно, то нас ждут массовый голод, дестабилизация десятков стран и массовая миграция.

Прогнозируется, что мировое сообщество будет испытывать трудности из-за роста цен на продукты питания в ближайшие 6—12 месяцев. После этого, если проблему не удастся решить, мир может настичь дефицит продовольствия. Но что на самом деле стоит за этими словами?

— Неблагоприятная конъюнктура рынка продовольствия приводит к тому, что голодающих людей на планете становится все больше. И хотя некоторые эксперты пытаются связать это с отдельно взятыми событиями — пандемией или конфликтами на политической почве, — проблема голода постепенно нарастает с 2018 года, — отмечает доктор экономических наук, профессор БГАТУ Наталья Киреенко.

Продукты питания — товар первой необходимости. При этом сегодня их производится столько, что можно было бы накормить все население Земли. В чем проблема? Наталья Киреенко поясняет:

— Продовольствие получают и распределяют неравномерно. У некоторых стран просто нет финансов и возможностей, чтобы получить необходимое количество еды. Итог — на карте мира возникают очаги с проблемами продовольственной безопасности. Больше всего в этом плане страдают жители Азии и Африки.

Любопытно, что на начало пандемии в азиатских странах голодающих было больше, но разрыв торговых отношений и логистических цепочек, вооруженные конфликты, экономические санкции и продовольственные эмбарго за последние годы серьезно повлияли на жителей африканского континента.

— Ситуация накаляется и спекуляциями развитых стран по отношению к развивающимся, где сегодня испытывают недостаток продовольствия, — подчеркивает доктор экономических наук. — Такие транснациональные корпорации, как Archer Daniels Midland, Bunge, Cargill, Louis Dreyfus Group, не только перерабатывают и производят, но и торгуют продовольствием. Они накапливают запасы на складах, способствуя росту цен. А когда начинается дефицит, зарабатывают больше.

Раздувается и мировая инфляция. По словам Натальи Киреенко, нынешние политические процессы, инициируемые Западом, идут в ущерб не только общемировым, но прежде всего и их национальным интересам:

— Забастовки фермеров охватили половину стран Европы, Канаду, США — и это в разгар уборки урожая. Западные санкции больно бьют как по потребителю конечной продукции, так и по тем, кто ее производит. Из-за недальновидных действий отдельных политиков труженики земли лишились удобрений и энергоносителей — база, без которой ничего невозможно вырастить. Из-за разрушенной логистики, разрыва дипломатических контактов снижается деловая активность и падают доходы.  

Верить не слухам, а фактам

Наталья Киреенко обращает внимание на то, что за 30 лет независимости Беларусь обрела продовольственную самостоятельность с полным циклом производства. Мы выращиваем, перерабатываем и потребляем почти все необходимое на своей территории.

Что немаловажно, обеспечиваем это практически полностью за счет собственных ресурсов: люди, техника и технологии, удобрения — все есть. Исключение — отдельные категории кормов для скота и сырье для топлива.
Уровень самообеспечения Беларуси молоком составляет 256 %, мясом — 135, яйцом — 126, зерном — 107,5, картофелем — 100,4, овощами — 101,9, сахаром — 176, растительным маслом — 232 %.
Пару недель назад на Брестчине кто-то пустил слух о нехватке сахара и его скором подорожании в два раза. Это вызвало всплеск спроса. В плановом порядке в магазины подвезли сахар со складов. По старым ценам, естественно. Вообще, на складах страны находится более 111 тысяч тонн продукта, а в июле — августе население традиционно скупает по всей стране 20—25 тысяч тонн. Нехитрые подсчеты дают понять: «дольче вита» белорусам обеспечена. Чего переполошились?

В марте кто-то точно так же пустил утку о том, что из продажи исчезнут соль, мука и растительное масло. Некоторые поспешили в магазины. Запасы до сих пор не съедены, а причина, по которой их избыток появился в шкафчиках на кухнях, давно забыта.

— С подобными ситуациями мы сталкиваемся несколько раз в году. Чаще тогда, когда завершается потребление продуктов прошлого сезона, а новый массовый урожай только на подходе. Поэтому люди легко поддаются на информационные вбросы, — считает Наталья Киреенко. — Отдельная тема — сахар, соль, уксус, на которые летом повышенный спрос из-за домашних заготовок на зиму. Они нужны всем, поэтому новости об их «пропаже» сразу залетают в топ.

Сахара производим 176 % от потребности. То есть около 76 % еще и на экспорт можем отправлять, расставляет все точки над «і» Наталья Киреенко:

— Государственная политика по возрождению и развитию села, которая реализуется с 2005 года, дала плоды. Наши продукты питания ценятся как дома, так и завоевали потребителя на мировом рынке качеством, ценой, бе­зопасностью и ассортиментом. Задача на ближайшее время — повышение их конкурентоспособности и дальнейшее продвижение на экспорт.

Что касается новостей о продовольствии, потребитель постоянно должен получать информацию о том, сколько и чего у нас есть, как формируется цена. Не зря уборочная кампания активно освещается в СМИ и к ней подключены все структуры власти.

Эффект инвестиций

Нас порой упрекают на Западе, что мы дотируем свое сельское хозяйство и таким образом добиваемся конкурентоспособности цен на глобальном рынке. Но так поступают во всем мире. В Германии, Франции, США, Китае на гектар приходится до 550—600 долларов инвестиций. У нас же эта цифра меньше. Однако кроме объема средств, важна еще отдача от таких вложений. А эффективность каждого рубля агроинвестиций у нас высока. К примеру, в прошлом году мы поставили на экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сумму 6,7 млрд долларов, что составило 117,3 % к уровню 2020 года.

Сколько мы на самом деле едим?

Вспомните, были ли у вас ситуации, когда купленные продукты портились быстрее, чем вы успевали их съесть? То-то же! Осознанный подход к выбору продуктов, грамотное распределение финансов и ответственный подход к труду крестьян — это и есть стратегия экономного потребления. Наталья Киреенко отмечает:

— Существует рациональная норма потребления по хлебу и хлебобулочным изделиям — 105 килограммов на человека за год. А по статистике, мы потребляем только 74. Это значит, что у нас нет хлеба? Наоборот, мы его печем гораздо больше. Просто в последние годы формируется другая культура питания, хлеб многие заменяют другими продуктами.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter