Хладагент против озона

Выполняются ли в Беларуси требования Монреальского протоколаСознавая важность защиты озонового слоя для сохранения жизни на нашей планете, Беларусь одной из первых подписала и ратифицировала Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.

По словам директора Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Александра Красовского, роль летучих фторхлоруглеродов в разрушении озонового слоя доказана учеными со стопроцентной точностью. Между тем озоновый слой, поглощая часть солнечного ультрафиолетового излучения, предохраняет живые организмы от его вредного воздействия. А это может быть и поражение кожи и слизистых оболочек, и подавление иммунной системы, и увеличение случаев рака и катаракты. Содержание и распределение озона в атмосфере -- важные климатообразующие факторы, поскольку озон -- парниковый газ. Выполняются ли требования Монреальского протокола и поправок к нему, ратифицированных Беларусью, и какие проблемы в этой области наиболее актуальны для нашей страны -- эти вопросы обсуждались на недавно состоявшемся в Орхусском центре в Минске республиканском семинаре, посвященном двадцатилетию Монреальского прокола и реализации Программы сокращения потребления озоноразрушающих веществ в Беларуси.
Где водятся озоноразрушители?
Какие вещества относятся к озоноразрушающим? Прежде всего это хлорфторуглероды (ХФУ) -- хладагенты, гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) -- хладагенты для замены ХФУ, гидрофторуглероды, галоны -- средства пожаротушения, некоторые растворители... Хладагенты используются в холодильном оборудовании, в кондиционерах, причем во многих отраслях промышленности и особенно в сельском хозяйстве. Как сохранить молоко и овощи свежими? Нужно холодильное оборудование. Эксплуатация старых или некачественных установок с использованием озоноразрушающих веществ  тянет за собой целый шлейф проблем. Во-первых, это утечки озоноразрушающих веществ (ОРВ), во-вторых -- проблема утилизации оборудования с истекшим сроком эксплуатации. В-третьих, неиспользование возможности откачать и повторно использовать хладагенты, не выпуская их в атмосферу, -- пока это просто экономически невыгодно. Чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду, Монреальский протокол предусматривает ускоренный поэтапный отказ от гидрохлорфторуглеродов и поиск их заменителей. Ученые, в том числе и белорусские, активно над этим работают.
Беларусь выполняет все обязательства по Монреальскому протоколу, сообщил на семинаре начальник специнспекции государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Сергей Завьялов. Если в 1986 году объем потребления республикой озоноразрущающих веществ составлял почти 3 тысячи тонн, то к 2000 году он снизился почти в десять раз -- до  274,7 тонны. По его словам, одна тонна выброшенных в атмосферу фторхлоруглеродов равнозначна по эффекту глобального потепления 11,6 тонны СО2. Проблема сохранения озонового слоя относится к числу первостепенных задач для всех стран мира.
Восстановится ли озоновый слой?
Начальник отдела госконтроля за охраной атмосферного воздуха и озонового слоя Александр Бамбиза на семинаре отметил, что Монреальский протокол -- один из наиболее реализуемых международных проектов, который успешно работает. На сегодня участником Протокола является 191 страна, и это красноречивая цифра. "За время его действия достигнуты серьезные успехи в части сокращения выбросов озоноразрушающих веществ, -- отметил специалист. -- Страны-участницы в результате совместных усилий обеспечили отказ от 95 процентов таких веществ, снизив уровни производства с 1,8 миллиона тонн в 1987 году до примерно 83 тысяч тонн в 2005 году". Наблюдения свидетельствуют о снижении уровня ОРВ в стратосфере, и при выполнении условий Протокола к 2065 году прогнозируется восстановление озонового слоя до уровня 1980 года. Реализация Монреальского протокола позволит внести вклад в решение проблемы изменения климата, избежать миллионов случаев заболевания раком кожи и катарактой.
В Беларуси озоноразрушающие вещества не производятся, отметил Сергей Завьялов. Поэтому основные усилия государства направлены на сокращение и полное прекращение использования озоноопасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве. Требования о сокращении и последующем прекращении использования ОРВ в Беларуси закреплены законодательно.
Когда откажемся от ОРВ?
К 2020 году в Беларуси будут выведены из обращения гидрохлорфторуглероды -- одни из самых вредных озоноразрушающих веществ (ОРВ), подчеркнул начальник отдела госконтроля за охраной атмосферного воздуха и озонового слоя Минприроды Беларуси. Согласно Копенгагенской поправке, которую наша страна ратифицировала в 2006 году и которая регулирует обращение с ГФХУ, для нашей страны был установлен базовый уровень потребления этих веществ -- 51 условная тонна. Беларусь должна была полностью отказаться от гидрохлорфторуглеродов к 2030 году. Однако на совещании сторон Монреальского протокола в сентябре этого года было принято решение для стран с развитой и переходной экономикой, в том числе и Беларуси, ускорить этот процесс. Полное прекращение использование ГХФУ должно наступить уже в 2020 году. "Согласно документу в Беларуси с 2010 года объем потребления указанных ОРВ не должен превышать 25 процентов от базового уровня, с 2015 года -- 10 процентов, а с 1 января 2020 года выйти на нулевой уровень", -- пояснил Александр Бамбиза. Наряду с этим для нашей страны до 2030 года предусмотрена возможность превышения установленного предела потребления гидрохлорфторуглеродов, но не более чем на 0,5 процента от базового уровня. "До указанного срока в нашей стране можно будет использовать только 4,5 тонны фреона R-22, -- добавил специалист. -- Он будет применяться только теми предприятиями, которые предоставят весомые обоснования для использования этого фреона на своих производствах". Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды считает, что взятые на себя более строгие обязательства вполне осуществимы.
Пока же одна из насущных проблем -- соблюдение существующего в республике законодательства. Сергей Завьялов подчеркнул, что в Беларуси необходимо ускорить процедуру введения маркировки продукции, содержащей озоноразрушающие вещества. "В законе четко прописано, что оборудование, производимое с использованием ОРВ, должно иметь маркер с надписью "вредно для озона", -- отметил он. Кроме того, по мнению специалиста, в технических паспортах предприятий должны обязательно прописываться нормы, которые предусматривают минимальное потребление ОРВ или замену их озонобезопасными веществами.
Что происходит с озоновым слоев над Беларусью сегодня и связана ли нестандартная зимняя погода с "парниковым эффектом"? Отвечая на этот вопрос корреспонденту "НГ", директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы отметил, что прямая связь глобального потепления и разрушения озонового слоя не установлена: "В начале ноября был интересный эффект: над Беларусью появилась небольшая озоновая дыра, но в то же время у нас был  приземный туман, так что явление не принесло вреда. А в основном 2007 год, особенно его вторая половина, характеризовался значительным увеличением содержания озона над Беларусью". Будем надеяться, что эффективные меры, предпринимаемые правительствами как Беларуси, так и других стран, помогут природе восстановить естественное, но очень хрупкое равновесие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter