Кино — особое поле творчества для композиторов

Хиты с экрана

Удивительно, но история киномузыки началась еще до изобретения звуковых фильмов. В начале XX века было принято сопровождать показы немого кино музыкальным аккомпанементом. Людей, игравших во время сеансов, называли таперами. Именно для них писали произведения первые кинокомпозиторы. И только после появления звукового кино их композиции стали записываться в студии для последующего воспроизведения аудиоаппаратурой. Сегодня музыка считается одним из важнейших выразительных средств кинематографа. Порой композиции к фильму мы запоминаем лучше сюжета. А выступления известных коллективов с музыкой кино традиционно собирают аншлаги. К примеру, большой популярностью пользуются программы Президентского оркестра Республики Беларусь «Музыка советского кино» и The Best Sound Track Hits. Благодаря кому наши любимые фильмы обогатились популярными хитами? Вспомним некоторых из известнейших кинокомпозиторов.

Из Голливуда домой

«Утомленные солнцем».

Советский и российский композитор Эдуард Артемьев написал музыку к более чем 150 художественным, документальным и мультипликационным фильмам. Причем он одним из первых начал применять в кино электронное звучание. Его композиции помогли создать особую атмосферу в картинах «Солярис», «Сталкер», «Раба любви», «Утомленные солнцем», «Легенда № 17»… Эдуард Николаевич сотрудничал с Андреем Тарковским, Никитой Михалковым, Андреем Кончаловским, Вадимом Абдрашитовым, Кареном Шахназаровым и другими известными режиссерами.

Как рассказывал композитор в интервью «Народной газете» во время одного из приездов в Беларусь, сложнее всего ему работалось с Кончаловским: «Он сам музыкант. Учился со мной в консерватории до четвертого курса. Андрей очень хорошо знает музыку, много слушает, замечательно играет. Но у него есть ужасная привычка влезать в вещи, в которые мне не хотелось бы, чтобы он влезал. Например, он начинает править партитуры. Каждый фильм мы ссоримся». Тем не менее в сотрудничестве с этим режиссером у Эдуарда Николаевича родилось немало замечательных произведений. И это не только кинохиты. На либретто Андрея Кончаловского, Юрия Ряшенцева и Марка Розовского Артемьев написал музыку к рок-опере «Преступление и наказание».

А вот проще всего композитору работалось с Михалковым. Они знакомы около 50 лет, за это время успели даже породниться. «Он стал крестным отцом моего внука, а я — крестным отцом его дочки Ани. И в работе с ним легко. Михалков дает какую-то сверхчеловеческую энергетику, проникает прямо в душу», — откровенничал композитор.

Успел поработать Эдуард Артемьев и в Голливуде. Вернулся, потому что позвал Никита Михалков. Он как раз начинал фильм «Утомленные солнцем-2». Позвонил: «Приезжай, ты мне нужен». — «На сколько?» — «На два месяца». Артемьев приехал и, как говорит сам, «застрял». Но в Лос-Анджелесе о нем помнят до сих пор. А сам Эдуард Николаевич в свои 82 все еще продолжает заниматься музыкой.

Писал, но не играл

«Служебный роман».

Невозможно представить советское кино и без музыки Андрея Петрова. Композитором он решил стать еще в 15-летнем возрасте, когда посмотрел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. В 20 написал первые оркестровые произведения, спустя несколько лет попробовал себя в балете, оперетте, мюзикле… Сегодня его сценические произведения пользуются популярностью во всем мире. Например, в 2002 году мюзикл Андрея Петрова «Капитанская дочка» поставили на Бродвее. Широко известны его балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Мастер и Маргарита», опера «Петр Первый».

В кино Андрей Петров пришел в 30 с хвостиком. Первым фильмом, для которого он написал музыку, был «Мишель и Мишутка». Почти сразу после него вышла картина «Человек-амфибия», которую в 1962 году посмотрели 65 миллионов человек! Успеху фильма способствовала и музыка Андрея Петрова, а песню «Эй, моряк!» пело, наверное, полстраны. После этой работы композитору посыпались многочисленные предложения от режиссеров. Один за одним выходили фильмы с его музыкой: «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Синяя птица», «Белый Бим, Черное ухо», «Служебный роман», «Гараж»…

С Эльдаром Рязановым у Андрея Петрова сложились особенно тесные отношения. Хотя этот тандем мог бы и не состояться. «Дело в том, что я очень плохо показываю написанную мной музыку, — вспоминал Андрей Павлович. — Когда я сыграл Эльдару вальс для «Берегись автомобиля», он долго сидел молча, явно не зная, что мне сказать. Позже признался, что думал в этот момент: «Да, с композитором мы дали маху». Потом вдруг его осенило, и он попросил меня сыграть хорошо знакомую ему мелодию «Я шагаю по Москве». После этого он понял, что не все потеряно! Потому что и эту мелодию в моем исполнении узнать было трудно». За свою жизнь — Петрова не стало в 2006 году — композитор создал музыку к более чем 70 картинам.

Гений из Италии

«Призрак оперы».

Один из самых известных в мире композиторов кино — Эннио Морриконе. Он написал музыку для более чем 400 фильмов и сериалов. Получил две премии «Оскар» — за выдающиеся заслуги в кинематографе (2007) и музыку к «Омерзительной восьмерке» (2016). Кроме того, является девятикратным лауреатом итальянской кинопремии «Давид ди Донателло», обладателем 3 «Золотых глобусов» и 6 премий BAFTA.

Музыку к кино композитор начал писать в 1961-м, когда ему было 33 года. Дебютировал в спагетти-вестернах. Позднее работал с крупнейшими итальянскими режиссерами Бернардо Бертолуччи, Пьером Паоло Пазолини, Дарио Ардженто, Сальваторе Сампери и многими другими. Прославившись в Европе, был приглашен для работы в голливудском кинематографе. Он написал музыку для фильмов таких известных режиссеров, как Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Майк Николс, Джон Карпентер, Барри Левинсон, Терренс Малик и других. Пожалуй, нет человека, который не слышал бы композиции Эннио Морриконе. Ведь они давно вышли за рамки экрана и живут полноценной самостоятельной жизнью. Вспомнить хотя бы саундтреки к таким фильмам, как «Куда приводят мечты», «Призрак оперы», «Однажды на Диком Западе», «Легенда о пианисте», «Неприкасаемые», «Спрут» и другим.

В 2013 году белорусы смогли увидеть живое выступление Эннио Морриконе. Именитый композитор представил в «Минск-Арене» программу «Лучшее за всю жизнь!», приуроченную к его 85-летию. Маэстро признался тогда белорусским журналистам, что музыка — главная страсть его жизни: «И пишу я не только для кино, но и для себя. Кроме сочинения музыки, я и делать-то больше ничего не умею». Морриконе творил до последних дней. Его не стало летом этого года — великий композитор прожил 91 год.

Рекордсмен по наградам

«Гарри Поттер».

Американский композитор Джон Уильямс за свою карьеру написал музыку к таким известным картинам, как «Один дома», «Челюсти», «Супермен», «Инопланетянин», «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега», «Список Шиндлера», «Парк юрского периода», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и другим. Сейчас ему 88 лет, и он продолжает творить. В прошлом году вышли «Звездные войны: Скайуокер. Восход» с его музыкой. А в следующем ожидается «Индиана Джонс-5».

Джон Уильямс является одним из самых титулованных современных композиторов. Например, на «Оскар» он был номинирован 52 раза! И получил пять. В настоящее время Уильямс является рекордсменом по числу номинаций на «Оскар» для живой персоны и второй наиболее номинированной персоной в истории премии после Уолта Диснея, который выдвигался 59 раз. Кроме того, у композитора 25 «Грэмми», 4 «Золотых глобуса», 7 премий BAFTA, 3 «Эмми» и много других наград.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter