Календарь и традиции: 5 - 11 ноября 2018 года

Хiтры Змiтры

На следующей неделе в традиционном народном календаре обращает на себя внимание «сцiплый прысвятак» — «Змiцер»: 8 ноября. Так получалось, что направленность обрядов, сопровождавших этот день, весьма различалась. С одной стороны, их содержание и эмоциональная окраска диктовались тем, что шли «Змiтраўскiя дзяды» (Дмитриевская поминальная неделя) — дедовская неделя, как ее называли в восточных регионах. Кстати, в зависимости от местных традиций осеннее поминание предков могло проходить в разные дни недели. Так, в Ошмянском повете в конце ХIХ — начале ХХ века первые «дзяды» отмечались в четверг, вторые — в субботу, третьи — в воскресенье, четвертые — в субботу перед заговеньем. В некоторых регионах, помимо «Дзядоў» — 8 ноября (26 октября по старому стилю), — еще отмечались 9 ноября (27 октября по старому стилю) «Бабы» — поминание только женщин. С другой стороны, этот день предстает апогеем «большой свадебницы», когда «святы Змiцер, на ўсё хiцер: салады салодзiць, пiва варыць, сыноў жэнiць, дачок замуж аддаець». И если до Дмитрия девушки позволяли себе крутить носом, выбирая женихов, то этот день считался своеобразным рубежом их переборливости: «да Змiтра дзеўка хiтра, а па Змiтры — мужчына хiтры». Приближался пост, и, если продолжать думать, «што ты на свеце адна», то как бы не остаться «ў дзеўках» до самой Масленицы. 


Действительно, главным напитком во время «большой свадебницы» становилось пиво. Сам процесс пивоварения обставлялся целым рядом правил, которые зависели от «нагоды». Поэтому в некоторых случаях пиво варили только члены одной семьи, в других — практически вся деревня. На Покров — исключительно девушки, к Троице — замужние женщины, в определенных обстоятельствах — только «паважаныя, старыя людзi». Место для пивоварения также выбиралось по–разному: рядом с церковью (!), на пригорке, на большой горе, на краю деревни, на берегу реки... Во время варки обязательно пелись особые песни. Пиво варили при переезде в новый дом, на крестины, в поминальные дни, к обрядовым ритуалам по поводу избавления от неурожая, голода, эпидемий, пожаров, в доме невесты в день «рукабiцця». Особое пиво варили в честь освящения нового храма. В западных регионах Беларуси и Литве после сбора богатого урожая им поливали землю в знак благодарности. 

Кстати, растение хмель использовали в любовных «прысушках». Часто его закладывали в обувь, чтобы уберечься от сглаза. Иногда опускали в воду при ритуальном умывании — чаще в свадебной обрядности. Хмелем окуривали дом во время сильной грозы.

Погода «на Змiтра» известно какая: ноябрьская. Как говорили, «святы Змiцер зямлю выцер, на груды пабiў, каб нiхто не хадзiў». Считали, если день окажется со снегом, то и на Коляды снега будет не занимать, и Пасха придет в снегу, а значит, весна выдастся поздняя. С этого времени уже не выгоняли на выпас домашний скот: «да Змiтра пасуць, а па Змiтры — ужо пiльнуюць», потому что от «Змiтраўкi» до Юрия–весеннего волк нападает на всех животных без разбора. 

9 ноября — «Тодар». Говорили: «На Тадора — поўна камора». 

10 ноября — Неонилла–льняница. Женщины строго соблюдают запрет на «прадзiва i ткацтва». Кроме того, в этот день ни в коем случае не стирали, не выносили пепел и соблюдали еще целый ряд чисто региональных табу.

11 ноября — Настасья. Приступали к стрижке овец. Работа непростая и требуется сделать ее вовремя — чтобы шерсть не начала сбиваться «ў лямец». 

Народная метеослужба придерживалась мнения: если Настасья сопровождается дождем со снегом, то к Колядам может быть гололед, а еще совершенно «мокрое» лето будущего года. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter