О становлении молодого врача и преградах, которые пришлось преодолеть на пути к цели

Хирургия — вызов себе

После практики за операционным столом романтичные представления у многих студентов медуниверситета о профессии обычно развеиваются. Но не в случае с Ольгой Роговой. Вот уже полгода девушка работает хирургом в столичной 21-й центральной районной поликлинике Заводского района. За это время книга жалоб и предложений значительно пополнилась словами благодарности в адрес молодого медика.

Глупо и нереально

— Когда появилось желание стать врачом? 

— Еще в детстве. Помню, как мы с родителями смотрели сериалы про людей в белых халатах. Я видела, как они спасают жизни, делают невероятно сложные операции. Тогда твердо решила, что стану именно хирургом. Родственники над моим выбором смеялись, считали это чем-то глупым и нереальным. При этом еще и колоссально сложным. Медиков в роду у нас нет. Но самое важное — семья поддержала. 

— Расскажи о своем поступлении.

— Я понимала, что поступить в медицинский будет тяжело, учитывая, что у меня много увлечений: и художественная школа, и бокс, и танцы. Помимо этого, мне нравилась математика, и я участвовала в олимпиадах по ней. И все это шло параллельно с подготовкой к поступлению в Витебский медуниверситет. Почему именно витебский? Здесь тоже есть своя история. В старших классах учителя нашей борисовской средней школы № 20 организовали экскурсию в витебскую усадьбу Репина и ВГМУ. Тогда там открылся новый корпус с анатомическим музеем. Знакомил нас с вузом заведующий кафедрой нормальной анатомии. И на прощание он сказал: «Сюда поступают избранные». Зацепило. Тогда я хотела доказать в первую очередь себе, что могу быть той самой избранной. Получилось. Я стала студенткой Витебского медицинского университета. 

Армрестлинг для силы в руках

— Когда приходит понимание: твоя это профессия или нет? 

— Для меня мой выбор — это вызов себе. С самого детства я очень боялась крови. Сдать анализы — проблема. Будучи школьницей, боролась с этим. Училась обрабатывать раны себе, близким. Уже в университете как можно чаще ходила в больницы: в перевязочную и операционную. Конечно, родители, преподаватели вуза, доктора много раз со мной разговаривали, предлагали альтернативные варианты. Но я не изменила свое решение.

Когда ассистировала хирургам на операциях, моя основная задача была держать и отводить ткани. Тогда я поняла, что мне не хватает физической силы в руках. Важную роль играет и выносливость. Пошла в секцию по армрестлингу. Занятия помогли почувствовать себя в операционной увереннее в физическом плане. 

В целом мое обучение хирургии началось после 3-го курса на практике в минской 17-й поликлинике. Я помогала на приеме хирургу, была в качестве перевязочной медсестры. С 4-го по 6-й курс активно дежурила в больнице скорой помощи в Витебске, ассистировала в операционной. Спустя два года увлеклась урологией и уже на интернатуре стала больше внимания уделять именно ей. Ходила учиться и практиковаться к урологам в онкоурологическое отделение в областную клиническую больницу и онкологический диспансер в Витебске.

Возраст не помеха

— Как ты попала на работу в 21-ю поликлинику? 

— Уже в конце интернатуры мы с мужем решили переехать в Минск, поближе к родным. Плюс я искала поликлинику, где требуется уролог, ведь в перспективе я хочу стать более узким специалистом в хирургии. Потом было собеседование с главным врачом. Все прошло настолько хорошо, что Наталья Яковлевна обняла меня и повела в отдел кадров решать вопрос с трудоустройством.

— Как к тебе относятся пациенты?

— К счастью, я ни разу не сталкивалась с их стороны с предвзятым отношением из-за моего возраста. Никто не просил позвать более взрослого и опытного врача. Бывает, переходят на «ты», но быстро исправляются. 

— Для многих образ хирурга ассоциируется с мужчиной: твердая рука, крепкий характер и молниеносное принятие решения. 


— Да, девушку не воспринимают как хирурга, ведь это действительно тяжелая физическая работа. Доверие и пациентов, и коллег нужно заслужить. Все доказывалось трудом. Но самое важное — не сдаваться и не отказываться от какой-либо задачи, даже если в этот момент трясутся коленки и тебе очень страшно. Не подавать вида, а делать все необходимое. 

В большинстве отделений, в которых я была, всегда встречались девушки-хирурги, которые оперировали на высшем уровне. Они внушали уверенность, что, несмотря на стереотипы, хирургия не только мужская профессия. 

Наталья МЫСЛИВЧИК, главный врач 21-й центральной районной поликлиники Заводского района Минска:

— В августе 2022-го к нам по распределению пришли три врача и 10 средних медработников. Это врач общей практики, хирург и акушер-гинеколог. К каждому из них на два года прикрепляется наставник, как правило, это заведующие отделениями. Однако по новому приказу Минздрава этот срок сократится от шести месяцев до года. Я считаю, этого времени достаточно, чтобы у ребят наработался опыт. Наставник есть, и можно к нему обратиться в любое время. 

Хочется отметить, что многие ребята остаются работать у нас и после того, как заканчивается распределение. Около 30 % сотрудников в поликлинике — молодежь до 31 года. И это достаточно много. Ежегодно мы подаем заявку на молодых специалистов. Сейчас у нас проходят интернатуру шесть врачей общей практики. Из них часть работала у нас еще в 2021 году. Тогда университет направлял студентов 6-го курса в помощь поликлиникам. И в результате трое из них захотели остаться у нас. И после того как они пройдут интернатуру, закроют нашу потребность во врачах общей практики полностью. Всегда нужны средние медработники. И в некоторых есть большой потенциал стать врачами. Сейчас у нас помощник врача готовится к поступлению в медуниверситет. 


Анна Полякова, главная медицинская сестра:

— Что касается среднего медперсонала, к нам приходят ребята после Белорусского государственного медицинского колледжа и Минского государственного медицинского колледжа. Специальности разные: это и медсестры, и фельдшеры-лаборанты, и помощники врача. 

Но если у ребят из вуза есть интернатура и они могут познакомиться с работой разных отделений поликлиники, то у средних медработников такой возможности нет. Мы здесь их пару месяцев обучаем всему. Каждого прикрепляем к наставнику. У них во время учебы есть производственная практика. Она помогает лучше понять, какой характер работы ближе. 

Есть у нас замечательные помощники врача. Когда была активная фаза ковида, они выдавали больничные листы, выписывали рецепты, назначали лечение. И стоит сказать, прекрасно справлялись с этим. В них есть те навыки, которые присущи хорошим докторам, — это умение общаться с пациентами, правильно задавать вопрос, собирать анамнез. А самое главное — есть заинтересованность решить проблему, с которой пришел пациент. Казалось бы, все пациенты с одной и той же температурой. Но причина ее повышения у всех разная: у кого-то пневмония, у кого-то цистит, у кого-то гайморит. Симптом один, но, если ты не дашь направление на определенное обследование, не спросишь у пациента, что его беспокоит, не осмотришь его, ты никогда не поймешь, отчего температура. Медик не может быть равнодушным. 

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter