Какие школьные принадлежности лучше оставить на прилавке

Химия в портфеле

Родители нынешних школьников и не мечтали когда-то о шариковых ручках со стразами, пеналах с 3D-рисунком и фломастерах с ароматом конфет. Такие новшества, конечно, делают жизнь сегодняшних учеников более яркой. Но, выбирая канцтовары для детей, эксперты-экологи советуют быть предельно внимательными. И предостерегают: от того, чем рисует и пишет ученик, порой зависят его здоровье и успеваемость.


Моя знакомая в начале учебного года купила сыну-первокласснику ластики в виде миниатюрных лимонов и апельсинов, которые издавали аромат настоящих фруктов. Каково же было удивление родителей, когда они обнаружили в портфеле ребенка наполовину съеденные силиконовые “лакомства”. Стало понятно, почему после уроков рисования у мальчика каждый раз слезились глаза и обострялся аллергический насморк. А Максим оправдывался: “Я только чуть-чуть попробовал. Стирки так вкусно пахли, что я не удержался...”


Хорошо еще, что не отравился.


А ведь раньше ластики выглядели совсем неаппетитно и грызть их ни у кого не возникало желания. Спрашивается, зачем сегодня провоцировать детей, производя канцтовары, напоминающие еду и игрушки?


Вместе с экспертом-экологом Дарьей Чумаковой мы заглянули в отдел канцтоваров минского универмага. Исследование начали с пеналов. Деревянные, пластиковые и тканевые — они радовали глаз разнообразием форм и расцветок. Особенно стильно выглядели мягкие клеенчатые со вставками из красной искусственной кожи. Но стоило взять любой из них в руки, как в нос ударял неприятный химический запах. На этикетке значилось: страна-производитель, дата выпуска, импортер и цена, а вот о составе изделия информации не было. Что сразу же насторожило эксперта:


— Судя по запаху, пенал изготовлен из материала с добавлением поливинилхлорида, а значит, может содержать небезопасные для здоровья фталаты. Не исключено присутствие в ярко окрашенных вставках кадмия и свинца. Такие добавки, если их много, вызывают аллергию, слезотечение и приводят к серьезным заболеваниям. Лучше покупать пеналы, сделанные из натурального дерева или плотной хлопковой ткани.


Немаловажно и то, что находится в пенале. Дети имеют привычку тянуть ручки и карандаши в рот, невольно пробуя на вкус химикаты, лаки и красители. Поэтому карандаши надо выбирать деревянные, без лакированного покрытия. Шариковые ручки должны иметь легкий деревянный или металлический корпус со сменными стержнями и чернильной пастой на спиртовой основе. Покупайте неокрашенные ластики, изготовленные из натурального каучука. Они дороже, но не содержат хлора и фталатов.


Будьте внимательны, выбирая фломастеры. В некачественных могут содержаться бензол, толуол. Пары толуола, проникая через кожу и дыхательные пути, вызывают нарушение работы нервной системы. У ребенка могут возникнуть заторможенность, вялость, сонливость. Бензол провоцирует покраснение кожи, тошноту и головокружение. О наличии таких веществ говорят резкий запах и надпись на упаковке: “Не допускать попадания в рот!” Лучше заплатить дороже, но купить фломастеры, которые не пахнут и изготовлены на основе водорастворимых чернил, имеют корпус из полипропилена. Ломаясь, такой материал не имеет острых углов.


При выборе красок для младших школьников эколог рекомендует отдать предпочтение акварельным или пальчиковым. Последние состоят из воды, мела, минеральных пигментов и пищевых красителей, поэтому вреда не причинят. Кроме того, производители иногда добавляют в пальчиковые краски горькие безвредные добавки, чтобы отбить у детей желание пробовать их на вкус. Выбирая пластилин, отдавайте предпочтение изготовленному из глины и воска.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ


Ирина Ильюкова, заведующая лабораторией профилактической токсикологии и экотоксикологии Республиканского научно-практического центра гигиены:

— На первых же уроках по основам безопасности жизнедеятельности детям должны объяснить, как правильно пользоваться канцтоварами. Педагогам следует доступно рассказать, что может произойти, если съесть, к примеру, краски или стирку, растолковать, почему ароматизированные ручки или фломастеры не то что облизывать, даже нюхать нежелательно. Уверена, после таких бесед ребята будут использовать канцтовары по назначению, а не для игры.

Илляна Матвиенко, психолог городского центра психолого-педагогической помощи Минского дворца детей и молодежи: 

— Чтобы избежать неприятностей, покупайте канцтовары, которые соответствуют возрасту ребенка. Внимательно читайте маркировку на упаковке и следуйте рекомендациям. Ручки, пеналы, линейки не должны быть слишком яркими, это только отвлекает детей от учебного процесса.

oksana@sb.by

Фото Владимира Шлапака

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter