Химия чистой воды

Вы пьете сырую воду? А это, между прочим, не очень полезно и может стать причиной многих болезнейВ редакцию «НГ» на днях обратилась обескураженная читательница из Минской области: сама она всю жизнь прожила в деревне, ходила за водой к колодцу, мылась в бане. Но в этом году дочка забрала Елену Игнатьевну на «зимовье» к себе в Минск. «Живет в столице, а воду в магазине покупает! – удивлялась пенсионерка. – Из-под крана вообще не пила и еду на этой воде готовить мне не разрешала, только из бутылок. Это сколько денег надо на одну только воду?! Я хотела упрекнуть дочь в расточительности, но сама поняла, что пить из-под крана не могу: ощущение будто чистая хлорка льется! Может, ее специально так «отдушивают», чтобылюди больше покупали воду в бутылках?»

Последнее утверждение нашей читательницы, конечно, неверно, но проблема с качеством воды у нас, бесспорно, есть. И не только в городе, ведь все мы каждый день ею пользуемся: кто-то из-под крана, кто-то колодца или колонки, а кто-то из принципа исключительно бутилированной. По большому счету получается, что последние абсолютно правы в своем упрямстве. Оказывается, в сырой воде содержится очень много, казалось бы, безобидных веществ, которые могут навредить здоровью! А делать-то что, ведь далеко не каждый белорус может позволить себе каждый день покупать воду в бутылках? Но даже если затариваться питьевой водой, то мыться все равно придется обычной водой – тут никаких бутылок не напасешься. Корреспонденты «НГ» попыталась выяснить, как же
простым белорусам сырой воды напиться, чтобы в козленочка не превратиться.
— Казалось бы, хорошо, что вода, которая течет из водопроводных кранов в наших квартирах, дешевая. Однако одной арифметикой дело не кончается, — поделился своим мнением доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией НИИ физико-химических проблем БГУ Дмитрий Гриншпан. — В странах, где стоимость воды в разы больше, есть возможность вложить в очистку гораздо больше средств. Значит, там вода, которая попадает к потребителю, более очищена и качественна.
Хлор мой — враг мой?
У белорусской воды два главных врага — железо и хлор. При этом если железо содержится в жидкости по воле природы и с ним идет однозначная борьба, то хлорку в питьевую воду добавляют сами люди.
— Хлор используется для обеззараживания воды, — рассказали “НГ” специалисты управления коммунального хозяйства Министерства ЖКХ. — В первую очередь той, которая добывается из поверхностных источников и потом используется в качестве питьевой.
Естественно, количество хлора строго контролируется, но без него, говорят коммунальники, нельзя, ведь тогда вода из поверхностных источников станет переносчиком инфекций, кишечной палочки например. Понятно, что это не выход из ситуации, поэтому сейчас делается все возможное, чтобы вообще уйти от столь проблемных и неприятных поверхностных источников. Кстати, по всей стране осталось лишь два города, где жильцам некоторых районов пока приходится пить такую воду, — это Гомель и Минск. В то же время это почти 30 процентов всей воды, которая используется в стране для питья. Остальные 70 процентов жидкости полностью из подземных источников.
“Бассейн” личного пользования
— Если проанализировать данные по заболеваемости различными видами рака жителей Гомеля, станет очевидно, что за последние годы число случаев рака кожи выросло в 4,5 раза, — прокомментировал профессор Гриншпан. — При этом в целом онкозаболеваемость по отдельным видам рака за последние десять лет снизилась. Значит, нельзя списать все на Чернобыль. Ученые полагают, что рост заболеваемости раком кожи связан с тем, что гомельчане используют хлорированную воду, а хлорорганические вещества, как известно, свободно проникают через кожу и попадают в организм при вдыхании. Еще в советское время были получены данные о том, что пловцы-профессионалы болеют раком кожи в пять раз чаще, чем те, кто редко посещает бассейн.
Что касается Гомеля, то там проблему обещают решить уже в ближайшие несколько лет: как только построят водозабор, город полностью перейдет на подземную воду. А вот Минску придется потерпеть еще лет 5—7. Как поясняют в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, уровень подземных вод Минска в последние годы опустился на 20—30 сантиметров, и воронка в радиусе составляет 40 километров. Поэтому уже сейчас решили, что воду будут забирать из радошковичского направления. Так что стоит потерпеть: специалисты уверяют, что там вообще отличная вода, в ней нет даже вездесущего железа!
Однако специалисты напоминают, что “потерпеть” — это не значит махнуть на проблему рукой. С ней можно и нужно бороться самостоятельно. Беларусь ведь не единственное государство, где воду хлорируют. То же самое делают во многих странах. Но там население использует хлорированную воду только для хозяйственных нужд. Никто на такой воде не готовит, а уж тем более не пьет ее! Так, может, и нам последовать этому примеру? Конечно, найдется немало оппонентов, которые скажут, что они уже давно пьют воду и все вроде бы нормально. Но нормально ли? Между прочим, когда детей в школах Фрунзенского района столицы перестали поить водой из-под крана, а перешли на бутилированную, врачи сразу же отметили снижение заболеваемости энтеровирусной инфекцией, включая гепатит А, на 69 процентов (!).
У кого что, а у нас — металл!
Кроме гомельчан и минчан, остальные жители страны с проблемой хлора сталкиваются лишь изредка: иногда во время паводков специалисты принимают решение “подстраховать” этим веществом подземную воду. Но это пережить, согласитесь, можно. А вот терпеть привкус железа в воде приходится многим обитателям наших городов и деревнь круглый год. Но если само вещество в растворимой форме практически не приносит вреда для здоровья, то образующиеся (если не очищать воду) при транспортировке нерастворимые его соединения могут “собирать” нежелательные микромеханические и биологические образования и делать воду уже не безопасной для здоровья.
Кандидат медицинских наук, заведующий отделением коммунальной гигиены Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Семен Позин считает: если допустимый уровень содержания железа превышен в 2—3 раза, никакой угрозы здоровью нет, когда же в 10 и более раз — рисковать не стоит. Так что единственный способ бороться с опасным “металлом” — ставить очистные сооружения.
В Министерстве ЖКХ в свою очередь напомнили, что этим коммунальники занимаются уже несколько лет в рамках программы “Чистая вода”. За два первых года в республике ввели в эксплуатацию 134 объекта водоснабжения и водоотведения, 39 станций обезжелезивания, 7 крупных водозаборов, 25 очистных сооружений. Так будет и дальше. Например, в числе ближайших объектов уже числится водозабор “Лесной” в Белоозерске, реконструкция очистных сооружений гальваностоков на предприятии “Фильтр” в Гродно, канализационный коллектор и канализационная насосная станция в Бобруйске. Вообще же программа пока расписана до 2010 года, но будет продолжена и дальше.
По воду — с микроскопом
На низкое качество воды могут пожаловаться и те люди, которые пользуются шахтовыми и трубными колодцами. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности и малых населенных пунктах. Если разглядеть содержимое колодцев “под лупой”, то, по мнению специалистов, особое влияние на химический состав подземных вод оказывают торфяники и сапропели. Ввиду этого подземные воды содержат органические соединения. Проходящие в водоносных пластах биохимические процессы способствуют образованию в воде высоких концентраций аммонийных солей, нитритов и нитратов. Этим, кстати, объясняется природное происхождение железа в подземных водах, на содержание которого более всего и поступает нареканий от населения из-за “рыжей” воды.
Эта проблема будет решена: Министерство ЖКХ сформировало специальные бригады по очистке колодцев в сельской местности. Однако тут стоит добавить, что качество питьевой воды в колонках и колодцах зависит не только от самой природы. Следует правильно обустраивать колонки и колодцы. Семен Позин сказал, что железо в больших количествах содержится приблизительно в 70 процентах водозаборных скважин. А всего в воде насчитывается более 1,5 тысячи элементов, которые оказывают влияние на здоровье человека. Как во всем мире, так и в нашей стране установлен определенный набор нормативных показателей. Специалистов беспокоит, что более 55 процентов сельского населения пьет воду из колодцев, в которых из-за их неправильного размещения и эксплуатации качество воды оставляет желать лучшего.
Поэтому каждый из нас должен думать о том, что вода — это такой же продукт питания, как хлеб и молоко. А ее качество — особая забота тех, кто заботится о своем здоровье.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter