Могилевские коммунальщики совместно с минскими учеными проводят эксперимент по уничтожению борщевика

Химическая атака на борщевик

Валерий Казачков: «Борщевик косим с 8 утра до половины пятого вечера».

Работники предприятия «Могилевзеленстрой» в этом году вышли на борьбу с борщевиком Сосновского, заручившись поддержкой ученых. Эксперимент по уничтожению опасного сорняка проводят в Могилеве сотрудники Центрального ботанического сада Национальной академии наук. Выбрали в городе несколько площадок, где растет борщевик, и травят его новыми ядами. В остальных местах специалисты «Могилевзеленстроя» уничтожают вредное растение по старинке: с помощью бензиновых газонокосилок–триммеров. Если не косить — агрессор быстро отвоюет новые территории...

С борщевиком Сосновского в стране борются не первый год: скашивают, опрыскивают химикатами, выкорчевывают... Но он, коварный, появляется снова. В конце июня — июле этот ядовитый монстр, вырастающий до трех метров высотой, особенно опасен. Раскрывает зонтики, рассеивает семена и обжигает. В растении есть вещества, резко повышающие чувствительность организма к ультрафиолету. Стоит соку борщевика попасть на кожу человека — ожог гарантирован. А обжигает сорняк не только семенами из зонтика, но и черенками, листьями.

Мастер «Могилевзеленстроя» Юрий Петушков об опасном растении знает все. Поскольку его бригада — 5 человек — именно с борщевиком и борется:

— Каждый день косим эту заразу. А она живучая: ты ее косой под корень, а она через пару недель на том же месте опять вымахала. Растет как на дрожжах — до 12 сантиметров за сутки. Кстати, семена борщевика могут жить в земле 10 — 15 лет.

В этом сезоне у бригады Петушкова работы невпроворот. Говорят, жаркая погода способствует распространению сорняков. Вот и вынуждены парни даже в 30–градусную духоту в брюках, куртках, свитерах, резиновых сапогах, плотных перчатках и шлемах косить почти без остановки. Короткий отдых в тени, дозаправка триммеров — и снова за работу. 39–летний Валерий Казачков признается:

— В этом году столько борщевика выросло, сколько я никогда не видел. Чтобы избавиться от него, приходится днями мотаться по городу и косить, косить, косить... Триммер из рук не выпускаем с 8 утра и до половины пятого вечера.

Уничтожить борщевик можно и химикатами. Но, к примеру, в водоохранной зоне — в пойме рек Дубровенка, Днепр — делать этого нельзя. Опять же не всегда сорняк выбирает укромные нелюдимые места. Бригаду Петушкова я застала в одном из городских микрорайонов — выкашивали борщевик, разлопушившийся в непосредственной близости от детского сада.

Петушков добавляет:

— Работаем в тесной связке с экологами, природоохранной инспекцией. Они подсказывают места, где заметили плантации борщевика. Да и земляки нередко звонят, особенно жители частного сектора, просят: приезжайте, помогите с этой заразой справиться. Выезжаем, помогаем.

Петушков уверен: если бы не применялись комплексные меры борьбы с борщевиком, масштабы экспансии сорняка были бы куда серьезнее. Как, к примеру, в России, где это ядовитое растение отвоевало уже целые плантации, поля...

В Могилеве же, по словам специалистов, в этом году выявили около 37 мест произрастания борщевика. Общая площадь — больше 28 гектаров. У борщевика удалось отвоевать 10 гектаров земли. Специалисты «Могилевзеленстроя» надеются — дальше будет больше. Как показывает практика, простейшие способы борьбы типа скашивания не дают нужного результата. То есть на время сорняк пропадает, но вскоре появляется снова. Потому, посоветовавшись с сотрудниками Центрального ботанического сада, решили: без химии в этом деле не обойтись. Несколько ученых уже работают в Могилеве — на специально отведенных делянках испытывают на борщевике новые яды. Уверяют, что они более эффективны, чем привычный «Торнадо».

Заместитель директора «Могилевзеленстроя» Леонид Радченко — в ожидании результата:

— Ученые уверяют, что на земле, обработанной новыми препаратами, борщевик уже не вырастет никогда. Хочется верить. Пока специалисты из столицы работают у нас бесплатно, но если эксперимент удастся, закупим у них химикаты. По примерным подсчетам, они обойдутся нам в 200 — 400 долларов. Тогда как на уничтожение борщевика газонокосилкой только на бензин одной бригаде ежедневно выделяем около 300 тысяч рублей. А работает она с середины мая... Плюс зарплата рабочим, больше 5 миллионов в месяц каждому.


Могилевские коммунальщики надеются, что новый препарат ученых окажется действительно эффективным. И это позволит победить опасный сорняк не только на Могилевщине, но и во всей стране.

olgak53@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 135 (25017). Пятница, 15 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter