Хиленький, но умненький?

"Сегодняшняя школа рассчитана на сильных и здоровых, а нынешние дети - слабенькие и больные".
"Сегодняшняя школа рассчитана на сильных и здоровых, а нынешние дети - слабенькие и больные".

Этот афоризм принадлежит нашим медикам.

Устойчивая тенденция ухудшения здоровья школьников в последние годы - ни для кого не секрет. Как, впрочем, и то, что, чем "навороченнее" школа, чем больше знаний стараются втиснуть педагоги в юные головы, тем хуже показатели состояния здоровья учеников. И все же родители всеми правдами и неправдами стараются "пристроить" чадо в спецшколу, гимназию или лицей. Обычная СШ - это, мол, несерьезно.

Между тем недавно в России были обнародованы неутешительные данные: если в простых школах хроническими заболеваниями страдает 20 процентов учащихся, то в школах с повышенной нагрузкой - 74! В Беларуси такие исследования не проводились. Но, по словам медработников, ситуация вряд ли кардинально отличается от российской. В одной из минских спецшкол при углубленном медицинском осмотре здоровых детей не выявлено вообще!

- Подобные учебные заведения рассчитаны далеко не на каждого ребенка. И не только в том, что касается уровня его интеллектуального развития, но и физического здоровья, - говорит Татьяна Крамаренко, старший научный сотрудник лаборатории гигиены детей школьного возраста НИИ санитарии и гигиены Министерства здравоохранения. - Каждому родителю кажется, что сын или дочь - настоящий вундеркинд, ну или в крайнем случае станет им, если учителя научат. И отдают ребенка в гимназию, где обучение по степени сложности рассчитано на одаренных детей. В результате у детей часто не обнаруживается ни особых знаний, ни здоровья.

Обучение с 6 лет, чрезмерная нагрузка, насыщенность программ сказываются на учениках даже обычных школ. У каждого четвертого отмечены хронические заболевания. У 60 процентов ребят имеются функциональные отклонения. Более 20 процентов первоклассников страдают нервно-психическими отклонениями, а к моменту окончания школы - таких уже 93 процента! Увеличилось число так называемых школьно обусловленных заболеваний - так, к 5-му классу у 40 процентов школьников нарушены осанка и зрение. Казалось бы, пятидневка призвана решить проблему перегрузки учащихся, но и на этот счет у медиков свое мнение: при введении 5-дневной учебной недели не во всем учтены физиологические возможности детей. А ученикам лицеев и гимназий, похоже, не видать не только второго выходного, но и облегченных программ...

Несмотря ни на какие рекомендации, поток родителей, желающих, чтобы из их малыша сделали вундеркинда, не иссякает. Как сказала одна мамаша, устраивающая сына в престижный лицей: - "Ну и что, пусть будет хиленький! Зато умненький!"

Татьяна АХРЕМЧИК, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter