Календарь и традиции

"Хавай нос у Апанасаўскi мароз"

Календарь и традиции

27 января - у православных отдание праздника Богоявления.


2 февраля - у католиков Сретение.


Предстоящая неделя закрывает январь и распечатывает последний по календарю месяц зимы с говорящим белорусским названием-характеристикой - "люты". И все же февраль - уже своеобразная межа между зимой и весной, поэтому на наших восточных территориях есть у него еще одно прозвание - "бакагрэй". По особенностям февральской погоды судили о том, чего ожидать впереди: трещат сильные морозы - зима продержится недолго; если февраль сухой и морозный, август предстоит жаркий. По снежным сугробам определяли высоту летних трав. Нынешняя зима поначалу где-то "заблукала", но к Крещению одумалась и рьяно взялась за дело: снег, мороз - все как положено. Тем не менее и по календарю, и по всем народным приметам такой зимний разгул - все же знак приближающейся весны. В традиционной народной белорусской мифологии зима часто предстает своеобразной парой Морозу в облике старой, "сiвай" бабы, которая, видимо, со своим "супругом" не всегда в ладу, потому что никак не могут они договориться. В результате зима вроде уже и наступила, а мороз запаздывает, а с ним и главная зимняя атрибутика - снег, иней, лед на водоемах. Ждет-зовет "няўдалая жонка" Зима своего Мороза, а тот за что-то сердится на нее, не идет, и плачет тогда она бедная ледяными слезами, которые падают на землю в виде колючего неприятного града. В отличие от дождя к этому виду осадков отношение всегда негативное. Что в холодную пору года, что весной, что летом, град - непрошеный гость, несущий урон природе и людям. Поэтому от града старались защититься и проводили специальные обряды-обереги.

29 января воспринимался сложным днем, и вообще у крестьян наступал непростой период - так называемая "паўкормiца": начинали подсчитывать сохранившиеся запасы в кладовых - хватит ли до весны, до нового урожая, вводили бережливый режим для домашних животных, когда "карове сена дай, ды толькi аглядайся".


Крещение открывало время "малой свадзебднiцы": в семьях прикидывали, примеривали будущие союзы молодых, а значит, и грядущие свадьбы. Здесь проявляло особое старание, внимание и мудрость старшее поколение, ведь расчет расчетом, а против чувств молодых у нас шли редко. Родительская строгость как бы даже немного утихала: наоборот, повзрослевших детей чуть ли не выталкивали по вечерам из дому в компанию сверстников на "вячоркi" i "вечарынкi" - "каб, бранi Божа, не заседзелiся ў хаце", особенно - девушки.


30 января в народном календаре - "Антон-паўзiмнiк", когда, словно в подтверждение обозначенной "половинчатости", день бывает с оттепелью. Но... "Не давай веры Антану, бо потым быць халаду".


31 января - день Афанасия, считался "паловаю" зимы. Оно ведь как: по календарю - одно, а за окном - другое. Еще Афанасия принимали как "абаронцу ўсякай жывёлы ад маразоў". Часто случались метели, настоящие "завiрухi", напоминающие рассыпанный гусиный пух, за что этот день иногда называли "гусiным святам", и такая метелица обещала по весне хороший выводок гусят. Однако и предупреждала: предстоящая весна не будет дружной, приход тепла несколько затянется. Так что: "Хавай нос у Апанасаўскi мароз".


2 февраля белорусы-католики уже отмечают "грамнiцы" - Сретение. До весны действительно рукой подать.


Советская Белоруссия №14 (24397). Пятница, 24 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter